Частица-нибудь какой разряд. Разряды частиц

частицы, имеющие смысловые значения

указательные частицы

вот, вон, это, оно, во

Оно , конечно, очень странно видеть вас здесь.

определительно-уточняющие

точно, именно, ровно, как раз, подлинно, почти, приблизительно, чуть не

Подготовку к выпуску начнем приблизительно в феврале-марте.

выделительно-ограничительные частицы

лишь, только, только лишь, разве лишь, исключительно, единственно, всего, хоть, хоть бы, хотя бы

По его словам, больные доверяли исключительно ему.

усилительные частицы,

которые могут также выступать в функции выделения

даже, даже и, же, и, ведь, уже, ну, ни, еще, то, просто, прямо, положительно, определенно, решительно

Вот там-то прямо рай!

эмоционально-экспрессивные частицы

усиливают выразительность, эмоциональность высказывания

что за, как, вот как, куда, где там, куда там, куда как, что там, то-то, ну и

И что это за жизнь была!

модальные частицы

утвердительные

да, так, точно, определенно, как же, ага, угу

отрицательные

нет, ни, не, вовсе не, отнюдь не, отнюдь нет

сравнительные

как, как бы, словно, будто, как будто, точно, вроде

вопросительные

ли, разве, неужели, ужели, что, а, да, что ли

указывающие на чужую речь

-де, дескать, мол, якобы

Строение частиц

Частицы по своему происхождению делятся на непроизводные и производные.

К первообразным (производным)относятся:бишь (прост.),бы ,вишь (прост.),да (в составе формы повелит. накл.),де (разг.),дескать (разг.),же ,ин (прост.),ишь (разг.), ­ка ,мол (разг.),не ,небось (прост.),нет ,неужели ,нехай (прост.),ни ,ну , ­с ,сём (прост.),таки ,те (прост.), ­то ,уж ,чай (прост.).

Все остальные частицы являются непервообразным и (производными).

Другое деление частиц - на простые и составные. Простыми называются частицы, состоящие из одного слова; составными - частицы, образовавшиеся из двух (реже - более) слов: двух частиц, частицы и союза, частицы и предлога, а также частицы и изолировавшейся от своего класса глагольной формы или наречия.

Составные частицы могут быть нерасчленяемыми- их компоненты в предложении не могут быть разделены другими словами, илирасчленяемыми: их компоненты в предложении могут быть разделены другими словами.

Внутри составных частиц выделяются частицы­фразеологизмы: это слившиеся воедино несколько служебных слов (или служебных слов и изолировавшихся от своих классов наречий, форм местоименных слов либо глаголов), живые отношения между которыми в современном языке отсутствуют; такие частицы также могут быть расчленяемыми или нерасчленяемыми.

простые частицы

а) все первообразные;

б) а ,благо ,более ,больше ,буквально ,бывает ,бывало ,было ,будто ,ведь ,во (прост.),вовсе ,вон ,вот ,вроде ,всё ,всего ,где ,гляди ,да (не в составе формы повелит. накл.),давай (те ),даже ,дай (те ),действительно ,единственно ,если ,еще ,знай ,и ,или ,именно ,как ,какое ,куда ,ладно ,ли ,лучше ,никак (прост., вопросит.),ничего ,нечего ,но ,однако ,окончательно ,оно ,поди (прост.),положительно ,просто ,прямо ,пусть ,пускай ,разве ,решительно ,ровно ,с а мое ,себе ,скорее ,словно ,совершенно ,спасибо (в знач. (хорошо)),так ,там ,тебе ,тоже ,только ,точно ,хоть ,чего ,чисто (прост.),что ,чтоб ,чтобы ,эк ,это.

Скорее бы каникулы !

Составные нерасчленяемые частицы

а то (Пустят ночевать ? -А то не пустят ); без того (Некогда ждать ,без того уже опаздываем ); был о б , вряд л и ;всего ­навсего, всё ж е ; глядь и, далеко не (далеко не красавица ),до чего (Хорош до чего лес !До чего ты устал !); добро б ы ; если бы, еще бы, и есть (прост.) (-Не признал ,видно ? -Не признал и есть . Бажов), и так , и то (На каток и то не пускают ), как есть, как ж е ; как раз, как так (-Прощайте . -Как так прощайте ?), как ­т о ; куда как, ладно б ы ; на что ;никак не т ; навряд л и ; отнюдь не ; просто ­напросто, так ­таки, так уж , то ли не , то ­то, туда же, уж и, хвать и (Пока собирались ,хвать и дождь пошел );чт о бы (Чт о бы он догадался позвонить !),что ж, что ли ; фразеологизированные частицы:не иначе (ка к ) (Не иначе как гроза к вечеру соберется ), не то что (чтоб ы ),нет (тог о ) чтобы ; то ли дело ; того (и ) гляди , того и жди (прост.);того и смотри (чт о ); точь ­в ­точ ь ; что ни (н а ) есть (прост.).

Составные расчленяемые частицы

вот бы (Вот бы дождичка !;Вот дождичка бы !); вот и ; вот так ;едва не ; едва ли не (; как не ; как бы не ; лишь бы ; мало не (прост.) (В колокольчик стал звонить ,мало не оборвал . Дост.);пусть бы ; скорее бы ; так и ;только бы ,только и, хоть бы ; чуть (был о ) не ; чуть ли не . Всегда расчленяются частицы не ли (Не отдохнуть ли нам ?), не же (Не ночевать же тут !). Фразеологизированные частицы: нет ­нет и (да и ) (Нет ­нет да и зайдет навестить ;Нет ­нет деда и вспомнит ); что за (Что это за новости ?;Что у тебя за характер !); что из (тог о ,чт о ) (Что мне из его обещаний !;Что теперь из того ,что он вернулся ?)

В соответствии с вышеназванными функциями выделяются следующие основные разряды частиц:

    формообразующие частицы (пусть, пускай, давайте, да, давай, бы, б, бывало):

    образующие формы слов ;

    образующие степени сравнения прилагательных и наречий ;

отрицательные частицы (не, нет, вовсе не, далеко не, отнюдь не);

частицы, характеризующие признак (действие или состояние) по его протеканию во времени, по полноте или неполноте, результативности или не результативности осуществления;

модальные частицы :

  • вопросительные частицы (ли, неужели, разве);

    указательные частицы (вот, вон);

    уточняющие частицы (именно, как раз, прямо, точь-в-точь);

    выделительные и ограничительные частицы (только, лишь, исключительно, почти что, единственно);

    восклицательные частицы (что за, как);

    усилительные частицы (даже, ни, же, ведь, уж, все-таки, все);

    смягчение требования -ка (подай-ка, налей-ка) -то (молоко-то сбежало) ; также в этих целях используется словоерс (наценка-с) , происходящий от сокращённого обращения «сударь »;

    сомнение (вряд ли, едва ли);

    побудительные частицы (пусть, пускай, давай(те)).

Существенно при этом, что модальные (оценочные, экспрессивные) значения в том или ином виде присутствуют и в частицах отрицательных, вопросительных, характеризующих действие по его протеканию или результативности, в частицах-репликах.

Классификация частиц по происхождению

Предлог - служебная часть речи , обозначающая отношение между объектом и субъектом, выражающая синтаксическую зависимость имен существительных , местоимений , числительных от других слов в словосочетаниях и предложениях. Предлоги, как и все служебные слова, не могут употребляться самостоятельно, они всегда относятся к какому-нибудь существительному (или слову, употребляемому в функции существительного). Вследствие своей синтаксической не самостоятельности предлоги никогда не выступают в качестве членов предложения. Они обслуживают управление как вид подчинительной связи, будучи связаны с управляющим компонентом словосочетания.

Данная часть речи сформировалась за счёт других лексико-грамматических разрядов. Этим во многом обусловлена неоднородность предлогов. В течение XIX -XX веков наблюдается непрерывное пополнение состава производных предлогов. Интереснее всего развиваются предлоги, выражающие наиболее отвлечённые значения - объективные, причинные, целевые и т. д. В развитии новых предлогов сказывается возрастающая роль в русском языке XIX века публицистической и научной речи.

Часть предлогов, в основном производных, совмещают ряд значений. Так, предлоги за, под, из, от, в, на совмещают причинные, пространственные и временные значения. Предлог через , выражая пространственные (через горы ) и временные (через века ) отношения, в просторечии встречается при выражении причинных отношений (через тебя я лишился семьи ). Другие предлоги совмещают причинные значения со значениями цели, например для, по, а, сдох.

Классификация по происхождению и строению

    Непроизводные (древнейшие предлоги) - в, без, до, из, к, на, по, о, от, перед, при, через, с, у, за, над, об, под, про, для .

    Производные предлоги образовались в более позднее время от слов других частей речи и подразделяются на:

    • наречные - вблизи, вглубь, вдоль, возле, около, вокруг, впереди, после и др.;

      отыме́нные - посредством, в роли, в зависимости от, путём, насчёт, по поводу, ввиду, по случаю, в течение и др.;

      глагольные (образованы были в большинстве своём скорее от деепричастий, нежели собственно глаголов) - благодаря, несмотря на, спустя и другие.



























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Класс: 7

В практике школьного преподавания частицы традиционно рассматриваются в орфографическом плане, в меньшей степени учитываются грамматические и лексико-семантические характеристики этих служебных слов. Как показывает опыт, при их изучении открывается перспектива реализации комплексного подхода к анализу языкового явления: в единстве значения, формы и функции.

Цели урока:

  • знакомство учащихся с грамматическими характеристиками частиц и с их семантикой, особенностями функционирования в разных стилях речи, ролью в организации предложения и текста;
  • организация творческой и исследовательской деятельности школьников через поиск, путем постановки серии проблемных задач, создания и разрешения проблемных ситуаций.

Урок начинается со знакомства с определением частиц по школьному учебнику и с обобщающей таблицей “Разряды частиц по значению и функциям”, в которой учитель представит не только служебные слова из учебника, но и наиболее употребительные в речи школьников частицы, отнесенные “Русской грамматикой” к данному классу слов.

Вопросы для анализа таблицы:

  1. На какие группы делятся все частицы? По каким признакам?
  2. Отметьте наиболее употребительные частицы. В каких стилях речи они употребляются?
  3. Какие частицы используются редко? В каких стилях?

Второй этап - анализ текста с помощью вопросов и исследовательских заданий.

Скажи, что ты ешь, и я скажу, кто ты.

Угадай, кто я? Ем жуков и муравьев и живу на елке.

Неужели, дятел?

Нет, вот и не угадал! Еще я ем ос и шмелей.

Так ты птица осоед.

Как же, осоед! Еще я ем гусениц и личинок.

Как раз гусениц и личинок любят дрозды.

Действительно, дрозды, а не я. Ведь я грызу сброшенные лосями рога.

Ну тогда ты, наверное, лесная мышь.

Вот еще - мышь! Бывает, я даже сама ем мышей.

Хорошо! Тогда ты, конечно, кошка.

Куда уж - кошка! Иногда я ем ящериц. И изредка рыбу.

Ладно, ты - цапля.

Где уж - цапля! Я ловлю птенцов и таскаю из птичьих гнезд яйца.

Точно, куница!

Вот именно не куница. Куница - мой старый враг. А ем я еще почки, орехи, семена елок и сосен, ягоды и грибы.

Скорее всего ты -свинья, раз лопаешь все подряд. Ты одичавшая свинья, которая сглупу забралась на елку!

Нет, нет и нет! Я белка! Запомни: кошки едят не только мышей, чайки ловят не только рыбу, мухоловки глотают не одних мух, а белки грызут не только орешки. (по Н. И. С л а д к о в у).

Организовать исследовательскую деятельность школьников на основе этого текста позволяют следующие вопросы и задания:

  1. Прочитайте выразительно текст. Понравился ли он вам? Чем?
  2. Как его можно озаглавить? Сравните свое название с авторским (“Скажи, что ты ешь, и я скажу, кто ты”). Какое точнее, удачнее? Почему?
  3. Определите стиль текста. Обоснуйте свое мнение.
  4. Сравните два предложения: Ты ошибся, потому что я не лесная мышь. - Вот еще - лесная мышь! Можно ли их употребить в диалоге? В каком предложении содержание передано сжато, энергично? Какими средствами? Где решительно и резко опровергается суждение, высказанное собеседником? В какой конструкции обнаруживается отношение говорящего к предмету разговора (к тому, о чем говорится) и к собеседнику?
  5. Найдите в тексте аналогичные конструкции, по которым можно определить отношения собеседников. Каковы эти отношения? Какая часть речи помогла нам узнать о них?
  6. Укажите в тексте все частицы, их разряды по значению и функциям, обратившись за справками к обобщающей таблице и к следующему предписанию:
  7. Роль частиц в предложении и тексте.

    1. Укажите частицу (или сочетание частиц).
    2. С какой целью употреблена частица в предложении (в тексте)?
    3. 1) Для образования наклонения глагола.

      2) Для выражения значений модальности (каких?).

      3) Для внесения в предложение значения утверждения или отрицания.

      4) Для оформления предложения по цели высказывания.

      5) Входит в структуру предложения как необходимый компонент (“Пойдем?” - “Давай”. - согласие; “Лентяй он”. - “Ну уж” - сомнение).

      6) Связывает части предложения, его члены или целые предложения.

    4. Признаком какого стиля является употребление частицы в данном контексте?
  1. В словаре некоторые частицы имеют особые стилистические пометы: Ну да, так-таки, идет - разговорные, аж эк, ага, ишь, вишь - просторечные.

На что указывают эти пометы? Можно ли просторечные и разговорные частицы употреблять в диалоге? Почему? Какие из названных слов встречаются в вашей речи? Замените просторечные частицы синонимичными нейтральными.

  1. Сделайте вывод: почему в тексте разговорного стиля используется множество частиц?

(Обилие частиц в разговорной речи объясняется тем, что в условиях устного и не подготовленного заранее общения собеседникам нужно не просто передать определенную информацию, но одновременно выразить свое отношение к ней и к собеседнику, причем сжато, эмоционально, энергично. Это удается сделать с помощью частиц.

В разговорном стиле используются частицы всех разрядов, причем и такие, которые не принято употреблять, в других стилях.)

Как вы думаете, какие частицы употребляются в остальных стилях? Докажите примерами (их можно подобрать дома).

Третий этап урока - конструирование микротекстов по предложениям. Вопросы и задания.

  1. Сравните четыре предложения. Одинаковую ли информацию они содержат? Как вы это установили?

    1) Я приглашаю вас сегодня в гости.

    2) И я приглашаю вас сегодня в гости.

    3) Я приглашаю И вас сегодня в гости.

    4) Я приглашаю вас И сегодня в гости.

  1. Какой частью речи является и в этих предложениях? Аргументируйте свое мнение. (Частица, так как союз связывает однородные члены или части сложного предложения.)
  2. Сконструируйте микротекст по каждому предложению. Какие получились микротексты: одинаковые или разные? Почему?
  3. (По 1-му предложению ребята составляют самые различные микротексты. По 2-му примерно такие: “Я слышала, что вас сегодня пригласили в гости сначала дедушка с бабушкой, а позднее - моя одноклассница Люда. И я приглашаю вас сегодня в гости”. По 3-му: “Сегодня у меня день рождения. Соберутся самые близкие мне люди. Я приглашаю и вас сегодня в гости, потому что давно хочу подружится с вами”. По 4-му: “Я приглашаю вас и сегодня в гости, хотя все последние дни мы и так не расставались”.)

  4. Сделайте выводы:

1) Могут ли частицы “путешествовать” по предложению? Произвольна ли позиция частицы в высказывании?

2) Помогают ли частицы восстановить контекст, подсказать, о чем говорилось прежде, и предсказать продолжение текста? Докажите своими примерами.

(Частицы могут “путешествовать” по предложению, но их место строго закреплено: каждая частица употребляется говорящим или пишущим перед тем словом, словосочетанием и даже целым высказыванием, которое важно, значительно для автора.)

Конструирование микротекстов убедило учащихся, что по предложению с частицами легко восстановить контекст, ввести информацию, дополняющую и конкретизирующую содержание предложений с частицей. Назначение данных служебных слов - делать речь экономной, выразительной, передавать отношения, чувства автора.

Анализ текста и конструирование микротекстов по предложениям с частицами помогли школьникам осознать роль частиц в тексте: логическое выделение части высказывания, придание ему разнообразных эмоционально-экспрессивных оттенков.

Для закрепления целесообразно обратиться к привычным речевым построениям: Что она любила с детства - только петь; Планы - просто наполеоновские! В этих и подобных примерах, типичных для разговорной речи, частицы являются элементом приема “сегментации” - экспрессивно-синтаксического расчленения высказывания, имеющего целью выделить новое (рему).

Частицы могут указывать также на определенное скрытое содержание высказывания или текста. Обнаружить это содержание и помогают частицы. Конструирование микротекстов по предложению с “путешествующей” частицей формирует умение восстанавливать контекст по различающимся (на первый взгляд - незначительно) речевым построениям.

Для обработки названного умения можно задать проблемный вопрос:

В чем сходство и различие двух выражений: “Приятно, что именно вы принесли книгу сегодня” и “Приятно, что вы принесли книгу именно сегодня.”?

Иллюстрациями могут служить и предложения с разными частицами, помогающими восстановить контекст. Например: Обгоревший дуб-то там стоит. - Там еще обгоревший дуб стоит. По 1-му предложению восстанавливаем приблизительно такой контекст: “Знакомые рассказывали недавно, что недалеко от них был сильный пожар, который уничтожил все вокруг. И даже огромный давно обгоревший дуб, под которым мы любили играть. Но сегодня мы были в тех краях; пожар уничтожил все кроме дуба. Обгоревший дуб-то там стоит.”

По 2-му предложению восстанавливаем описание какой-нибудь местности. Называются разные ориентиры и среди них главный, наиболее заметный - обгоревший дуб.

  1. Прочитайте предложение. Произведите его синтаксический разбор.

В нашем классе девочки коллекционируют марки, а мальчики марок не коллекционируют.

Замените сложное предложение простым, сохранив основную информацию. (В нашем классе т о л ь к о девочки коллекционируют марки. )

Придумайте свой пример, доказывающий, что частицы помогают сжать информацию, превратить сложное предложение в простое.

Четвертый этап урока - лингвистический эксперимент. Его цель - обучение коммуникативно целесообразному употреблению частиц в тексте.

Вопросы и задания.

  1. Прочитайте выразительно текст. Какие факты показались вам интересными? (Текст предъявляется детям без частиц, поэтому они заключены в скобки.)
  2. (Именно ) у птиц забавные встречаются имена. (Едва ли ) поверишь, что водится птица поганка. Поганка (да еще и ) рогатая. (Ведь ) и птичка завирушка есть. Или (просто ) юла.

    (А вот ) совсем милые имена: овсянка, просянка, коноплянка и (даже ) чечевица. А (разве) плохое название чиж или чечетка? (Неужели ) непонятными будут для вас имена: зеленушка, синехвостка, белолобик? (Все-таки ) названия-прозвища лучше всего! (По Н. И. С л а д к о в у).

  3. Дополните текст необходимыми, на ваш взгляд, частицами. Докажите целесообразность употребления каждой вставленной вами частицы.
  4. Сравните ваш вариант с текстом Н.И.Сладкова. Какой интереснее, богаче, точнее? Почему?
  5. Отредактируйте свой текст. Прочитайте его выразительно.
  6. Определите значение каждой употребленной вами частицы. Укажите предложения, в которых частицы относятся к одному слову (какому?), к словосочетанию, ко всему предложению.
  7. Сделайте вывод о роли частиц в данном тексте.

Заканчивается урок разъяснением домашнего задания . Оно дифференцированное - по вариантам.

1 в а р и а н т - проведение научного исследования трудной лингвистической проблемы.

Термин “частица” является буквальным переводом латинского слова particula и употребляется в языкознании в двух значениях: широком - когда к частицам речи уже 200 лет относят все служебные части речи, противопоставляя их знаменательным частям речи (А.А. Шахматов, Л.В. Щерба, В.В. Виноградов).

Около 100 лет назад (в 1897 г.) впервые в русской и зарубежной лингвистике ученый Добиаш назвал частицу самостоятельной частью речи и отграничил ее от других служебных слов. С тех пор термин “частица” стал употребляться и в узком значении, для именования конкретной части речи.

Какая точка зрения, по вашему мнению, более убедительная? Почему?

2 в а р и а н т - работа над школьным учебником.

На уроке мы убедились, что в школьном учебнике скупо рассказано об интересных служебных словах - частицах. Вы знаете, что сейчас ученые, педагоги работают над новыми школьными учебниками. Представьте себе, что и вам предложили принять участие в конкурсе на лучший учебник. Что и как вы бы написали о частицах? Можно написать теоретический параграф, составить план, по которому школьникам легко будет изучать частицы, или сочинить лингвистическую миниатюру в стиле Ф.Кривина. Не забудьте об интересных примерах!

3 в а р и а н т - лингвистический эксперимент (по аналогии с классной работой)

Дополните текст нужными частицами, докажите их уместность. Сделайте вывод о роли частиц в тексте данного стиля (какого?).

Зацвела ива - гости со всех сторон... Кусты и деревья голые, серые, ива среди них - букет. Золотой букет. Каждый ивовый цветок - пуховый желтый цыпленок: сидит и светится. Пальцем тронешь - пожелтеет палец, щелкнешь - золотой дымок запарит. Понюхаешь - мёд. (По Н. И. С л а д к о в у).

4 в а р и а н т - лингвистическая миниатюра.

Прочитайте внимательно и выразительно лингвистическую миниатюру “Мягкая частица”. Какие характерные признаки частиц называются?

Слово КА мягко обижено на целый свет. За то, что его постоянно путают с какими-то кое или нибудь , которые примазываются к словам, держатся за них своей черточкой, хотя вовсе и не являются словами, даже служебными.

А частица КА - слово, служебное слово. Оно тоже пишется через черточку, но это совсем другая черточка: между словами, а не внутри слова.

И сама частица КА особенная, не похожая на другие частицы. В школьном учебнике она одна-единственная уважительно помещена в собственную рамочку, а все другие частицы - группами, разрядами.

И только одна частица КА занимается индивидуальным трудом: служит для смягчения требования, старается сгладить строгость слишком резких слов. Вспомните, когда мы употребляем формы прочитай-ка, спой-ка, сядь-ка , - тогда, когда просим что-нибудь сделать, а не приказываем.

Поэтому КА вместе со своей черточкой имеют очень мягкий, застенчивый, просительный характер.

Составьте аналогичный рассказ о какой-нибудь другой частице.

5 в а р и а н т - конструирование текстов. Составьте три текста (не более пяти предложений в каждом) на темы:

“Весна пришла” (без частиц),

“Скорей бы весна пришла...” (с формообразующими и отрицательными частицами), “Вот и весна красна пожаловала” (с модальными частицами).

6 в а р и а н т - стилистический эксперимент.

Составьте текст научного стиля, сохранив в нем основную информацию данного стиля (какого?). Укажите частицы в каждом тексте, определите их разряды.

  • Разве вы не знаете, что такое табло?
  • Так это же сигнальный щит, на котором показываются какие-нибудь результаты.
  • А как именно они показываются?
  • Да только автоматически.

Пятый этап урока - подведение итогов урока (обобщение материала).

В русском языке делятся на две группы: самостоятельные и служебные.

Знаменательные слова, помимо морфологических признаков, имеют лексическое значение. То есть, конкретное толкование, которое можно узнать из словаря.

У служебных частей речи есть только грамматическое значение. Их функции в языке, как понятно из самого названия этой группы, сводятся только к обслуживанию самостоятельных слов.

Предлоги, например, выражают зависимость одних знаменательных единиц от других в предложении или словосочетании. У союзов две функции в синтаксической конструкции. Они либо связывают два предложения в составе сложного, либо соединяют однородные члены.

  • Выучил бы правило, если б не ленился.
  • Да здравствует король!
  • Давайте за руки возьмёмся.
  • Давай уедем пораньше.
  • Пускай вернётся домой!
  • Пусть всегда будет лето.

Отвечая на вопрос о том, что такое частица, учащиеся обычно вспоминают второй разряд этой части речи. Отрицательные «НЕ» и «НИ», которые изучают на предмет слитного и раздельного написания с разными категориями слов, школьники запоминают легко.

Частица «НЕ» придаёт отрицательный смысл всему высказыванию или отдельным понятиям в предложении:

  • Не переходите дорогу на красный сигнал светофора.
  • Дом у озера не большой, а маленький.

При двойном отрицании с «НЕ» в предложении, напротив, появляется положительное значение:

  • Выслушав лживые обвинения, он не мог не ответить.

Частица «НИ» в паре с «НЕ» лишь усиливает отрицание, но после вопросительных слов перед сказуемым иногда приобретает обобщающий смысл.

  • Он не умел ни читать, ни писать.
  • Куда ни кинешь взор, всюду пышное цветение.

Либо вносят смысловые оттенки, либо выражают отношение человека к сказанному.

Группа таких слов неоднородна. Выделяют несколько подтипов модальных частиц:

  • вопросительные (неужели, разве, ли);
  • указательные (вот, вон, а вот, а вон);
  • выделительные и ограничительные (только, исключительно, лишь, почти).
  • уточняющие (как раз, именно);
  • восклицательные (как, что за);
  • усилительные (даже, ведь, уж, всё-таки, же и проч.);
  • выражение сомнения (вряд ли, едва ли);
  • смягчающие требование (-ка).

Частица «-ка» пишется через дефис со словом, с которым употребляется:

  • Помолчи-ка , дружок.

К ответу на вопрос о том, что такое частица, следует добавить информацию об особенностях различения этой части речи от омонимичных слов. Например, союз «как» и подобная ему восклицательная частица отличаются по функциям в предложении:

Как (воскл. част.) прекрасны летние ночи!

Я увидел, как (союз) волны бьются о скалы.

Резюмируем, что такое частица. У этой часть речи есть только грамматическое значение, она необходима для образования глагольных форм и передачи смысловых оттенков в речевом потоке. Каждый из трёх разрядов частиц выполняет свою уникальную роль в языке.