Три типа мужчин в жизни женщины. Эссе «Педагог – профессия мужская»

Быть учителем не просто. Конечно будучи первоклашками, многие из нас хотят связать свои жизни с данным ремеслом. Ведь мы тоже хотели чувствовать власть, быть главными и наставлять других учеников. Для нас все это было лишь игрой воображения, мы строили свои представления на мнимых стереотипах нашего детства. Только повзрослее я начала понимать, какое же место учитель занимает в жизни ребенка, а в частности учитель женщина.

Согласитесь, услышав слово учитель мы тут же представляем свою классную руководительницу или любого другого преподавателя женского пола. Что же тут поделать, данный стереотип укрепился у нас самого детства и тут уж ничего не поделаешь. Хотя все же нужно заметить, что учителей мужчин в наше время ни так уж и мало и они занимают довольно значительную часть. Но все равно, все мы с вами представляем учителя женщину, хотя так было не всегда.

Если обратиться к истории появления образования и всего, что от него вытекает мы сможем увидеть, что первыми учителями были как раз таки мужчины. Они всегда были образованнее, а главное у них были права. Как не прискорбно об этом говорить, но во многих странах на протяжении всей человеческой жизни, женщины не обладали какими либо правами. Конечно случалось так, что были женщины воины и императрицы, но все это появилось в более поздний период. Именно поэтому право преподавать принадлежало только мужчинам. Время шло и нравы людей круто менялись, мужчины больше отходили к физической работе, женщина же к умственной, а то и вовсе просто занималась детьми и хозяйством.

Почему же в наши дни так много преподавателей женщин? Возможно потому, что некоторые мужчины стыдятся подобной профессии, ведь, как я уже говорила ранее, наши стереотипы устроены именно так. А может причина кроется в том, что женщина более внимательна, добра и терпима. Она не будет срываться на всякие глупости, ведь дети, которых она обучает становятся и ее детьми. Подтверждение моим словам мы можем увидеть на любом выпускном, когда классные руководительницы в слезах желают счастья своим повзрослевшим деткам. Ведь они на протяжении многих лет наблюдали за их взрослением. Переживали все взлеты и падения искренне радовались и переживали. Действительно учитель становиться матерью для своих учеников, пусть она не всегда их устраивает, порой они злятся и огрызаются, но повзрослев все таки понимают, как были глупы и несправедливы.

Учитель становиться нашим другом, он второй после родителей показывает нам окружающий мир. Объясняет все правила и тонкости, учит добиваться своей цели. Простите меня за мою прямолинейность и субъективное мнение, но мне кажется, что учитель женщина становится намного ближе к своим ученикам, чем учитель мужчина. Ведь женщина - это в первую очередь мать, для которой не существует чужих людей. Ученики становятся для нее семьей, которую она готова защищать и любить всем сердцем.
Учитель -это благородная профессия. Давайте же не забывать своих школьных учителей, навещать их по праздникам и дарить улыбку при каждой возможности. Ведь учитель - на время стала нам второй матерью, а возможно ею и осталась.

Мужчина, случайно оказавшийся в школе, скорее исключение, подтверждающее правило, поэтому исследователи таких феноменов обычно пишут о них статьи под заголовками:« Мужчина учитель — мужчина ли?», «Мужчина в школе: быть или не быть?», «Учитель-мужчина: неудачник или герой-одиночка?» Учитель — существительное мужского рода в единственном числе»…

Как-то незаметно профессия учителя в России из исторически мужской стала не почти женской, а просто женской, и . Оттого-то уже многие годы отечественное образование прочно лежит на хрупких женских плечах. Один учитель даже сравнил этот досадный перекос с Пизанской башней: «Как ошибка в проекте одной итальянской башни с неприличным названием может уронить это сооружение рано или поздно, так и кривобокое образование способно завалиться набок, оголив фундамент-общество. Школа — модель жизни. Коль модель перекошена, у детей меняется восприятие и реального мира ». То есть нехватка мужского воспитания в школе может привести к тому, что наши мальчики мужчинами так и не станут, потому что многие дети и дома-то растут в неполных семьях. Там тоже командуют мамы и бабушки, и в результате мальчики с детства прочно усваивают женский стиль поведения. И армия тут же не поможет, потому что в армию человек приходит взрослым и сформировавшимся.

И никому еще неизвестно, как аукнется со временем тот факт, что перекос в школе не только гендерный, но еще и возрастной, потому что средний возраст школьного учителя сегодня 52 года. И если ничего не изменится — будет только увеличиваться.

А что может измениться, и с чего это умная и талантливая молодежь пойдет работать в школу, если в рейтинге профессий учитель давно и прочно находится на последнем месте. Вот данные Всероссийского центра изучения общественного мнения на этот счет:

Как видите, в пединститут сегодня идут те, кто заранее смирился с невыгодностью и непрестижностью своей будущей профессии, то есть не самые лучшие выпускники и выпускницы. Так что кадровые перспективы на обозримое будущее у школы не самые радужные, а потому пожилая учительница еще долго-долго будет ее лицом.

Так почему же все-таки мужчины в школу не идут, а женщины в ней упорно работают, причем до самого преклонного возраста? Дело тут не только в маленькой зарплате. Женщина лучше выживает в этой профессии просто потому, что она более терпелива, более склонна к компромиссам и больше, чем мужчина, боится потерять работу. А уж если у нее в этой школе дети учатся, то из нее вообще веревки вить можно. На абсурд и несправедливость школьной жизни женщины реагируют примерно одинаково: в учительской пошумят, обидами своими поделятся друг с другом, а потом чуть пониже согнутся и потащат воз своей неблагодарной работы дальше. Поэтому, что у нас нынче с образованием ни вытворяют — никаких протестных акций учителей (учительниц то бишь) нигде не слышно. Они никогда не митинговали, касками не стучали, хотя бывали времена, в кои им зарплату не платили по нескольку месяцев, а на период летних каникул еще приходилось и подработку искать.

Мужчина в эту систему хуже вписывается. Потому что он не будет молча мириться с несправедливостью, не будет вопреки здравому смыслу вести 3 журнала (бумажный, электронный и свой собственный, который и есть самый правильный), не будет оттирать с парт неприличные слова и выражения жидкостью для снятия лака, не будет работать во время отпуска в школьном лагере, не будет бесплатно вести уроки ОБЖ, и много чего еще делать не будет... И пока школа не изменится, вряд ли мужчины захотят в ней работать.

Давайте посмотрим вблизи, кто же эти титаниды, удерживающие на своих немолодых женских плечах махину нашего образования? Какими они представляются обществу? Заглянем в Интернет:

«Учительница — компас, активирующий магниты интереса, знаний и мудрости в учениках. Она похожа на свечу — сгорает сама, чтобы осветить путь другим. Звучит красиво… Только такие сравнения давно перестали быть актуальными. Портрет учительницы начала XXI века — резкая и черствая женщина за пределами бальзаковского возраста, стремящаяся лишь к тому, чтобы не сорвать показатели успеваемости».

Или вот такой аспект:

«Интервью позволили выяснить, что нередко небольшая численность книг в библиотеках учителей связана не столько с их низкими культурными потребностями, сколько с низким доходом. Значительная часть учителей хотела бы, но не может позволить себе приобретать книги.

В ходе опроса также задавался вопрос о частоте посещений театров, музеев, выставок, концертов или хотя бы кинотеатров. Анализ ответов приводит к печальному выводу, что значительную часть респондентов нельзя назвать завсегдатаями учреждений культуры. В частности, ни разу за последние 12 месяцев не были в театре 34,8% учителей и 25,8% директоров».

Картинка вырисовывается, прямо скажем, не очень симпатичная. Но самое грустное, что она ничего не преувеличивает. Я, например, даже телевизор не смотрю, у меня его и нет вовсе. А даже если бы и был? Когда его смотреть??? Школа работает в две смены (это до 18 часов), и так — 6 дней в неделю. Вечером пришла с работы — пиши планы и проверяй тетради, пока не упадешь. Утром собралась — ушла в школу… И так весь учебный год. Сытый голодного не разумеет, не работавший в таком режиме, никогда не поймет. Когда читать, ходить в театр, если в парикмахерскую сходить некогда? Как быть доброй и веселой, если ты отвечаешь за:

  • успеваемость учеников, независимо от их способностей и желания учиться (лечить человека насильно еще можно, а вот учить — плохо получается);
  • за результаты ГИА и ЕГЭ и за объективность их проведения (где-нибудь еще наказывают за списывание не ученика, а учителя?);
  • за внешний вид учащихся, чтобы они ходили в форме (а дети упорно не понимают — зачем?);
  • за сохранность мебели в кабинете (ломают и разрисовывают);
  • за проведение внеклассных мероприятий (купи шарики и сшей костюмы);
  • за участие детей в различных конкурсах и олимпиадах (желательно с хорошими результатами);
  • за дисциплину в классе из 30 и более человек (где двое — трое пришли учиться, а остальные — поиграть в телефоне и поговорить с товарищами. Одна девица на моем уроке даже пыталась ногти красить);
  • за дисциплину в школе во время дежурства (то еще удовольствие);
  • pа проведение открытых уроков, семинаров и всяких школьных мероприятий;
  • pа проведение классных часов и родительских собраний (а плату за классное руководство отменили);
  • pа своевременное заполнение электронного журнала (на уроке-то всегда некогда).

А в сутках всего 24 часа …

А еще надо в магазин и на рынок, что-то готовить, стирать-убирать…

У нас ведь каждый в своей жизни проходит через школу, а многие по нескольку раз (с детьми и внуками), поэтому абсолютно ВСЕ лучше самого учителя знают, что он должен делать, и как он должен себя вести. И если кто-то школой недоволен, то недоволен в первую очередь учителем, люди ведь не замечают самой системы, заложником которой учитель и является. А система наша работает, как в сказке Одоевского: царевна Пружинка толкает в бок валик, валик цепляется за молоточки, а молоточки бьют по колокольчикам. Так вот, в этой системе учитель — это колокольчик, его бьют — он звенит, но от него ничего не зависит.

А почему женщина в школе становится «резкой и черствой», если приходит доброй и улыбчивой? Видимо потому, что срабатывают такие факторы, как деформация профессией и профессиональное выгорание. Вот цитата из психологического исследования:

«Труд педагога относится к числу наиболее напряженных в эмоциональном плане видов труда: по степени напряженности нагрузка учителя в среднем больше, чем у менеджеров и банкиров, генеральных директоров и президентов ассоциаций, то есть тех, кто непосредственно работает с людьми. Немалая роль здесь, конечно, и психического напряжения, сопровождающего профессиональные будни педагога. Не мудрено, что, в целях экономии своих энергоресурсов, многие педагоги прибегают к различным механизмам психологической защиты, увеличивается риск возникновения эмоционального выгорания».

А в одном мужском журнале давали такие советы молодым людям, на случай, если «Ты познакомился с учительницей»:

« Не пугайся, если в какой-нибудь из вечеров она ни с того ни с сего не захочет с тобой разговаривать. Вот ты — когда ты последний раз безумолку вещал в продолжение 45 минут? Причем так, чтобы тебя услышали и поняли полтора десятка балбесов? И так шесть раз подряд — в течение шести уроков? В общем, предупреждаем: бывает, учительница так устает, что ей просто лень раскрывать рот. Тут ничего личного, и тебе придется это принять. Кстати, проблема с голосовыми связками — сестра ее профессии. Сюда же добавим риск заработать варикозное расширение вен (много стоит у доски) и часто рваные колготки (виновата старая школьная мебель).

Если ты вдруг не в курсе, то знай: как характер человека предопределяет выбор профессии, так и требования профессии постепенно становятся чертами характера. Учительницы со временем привыкают все контролировать: в школе она проверяет сменку, дневник, домашнее задание — дома она проверяет, вынес ли ты мусор, надел ли теплые носки, вернулся ли вовремя с работы. В ее манере делать замечания и поучать. И пусть тебя не удивляет ее высокомерие: она же самая умная в классе — и за пределами школы она тоже иногда априори мнит себя высшим разумом».

Собственно говоря, эта профессия еще в девятнадцатом веке считалась трудной (хотя были розги, а любого нерадивого можно было просто выгнать). Это признавалось даже государственными чиновниками, и срок выслуги пенсии в министерстве народного просвещения был 25 лет, в то время как во всех других ведомствах — 35 лет.

Вкусив прелестей учительской профессии, Василий Розанов так писал о своих коллегах более ста лет назад:

«Учитель угрюмо кладет деньги в банк, болезненно привязываясь мечтою к мысли, что когда обеспечит, наконец, себя, то станет и свободен, и независим. Но гораздо ранее, на пятнадцатом, на восемнадцатом году службы, обычная неврастения постигает его; отложенное — берется обратно, переносится к докторам; и когда вожделенная минута двадцатипятилетия (и пенсии) настает, — тот, кто столько ее ждал, не нуждается ни в чем более, кроме сиделки, компресса на голову, склянки с микстурой, — которые недолго еще будут облегчать последние его страдания».

Грустно, что с годами ничего не меняется. И в смысле отношения к профессии (мы теперь услуги оказываем. Образовательные). И в смысле нещадной эксплуатации (нагрузка учителя почти всегда полторы и больше ставки — результат оптимизации).

А чтобы уж всем было понятно, что проблемы школьного учителя не сегодня возникли, и что они в нашем государстве «ныне и присно и во веки веков», позволю себе еще одну цитату из В. Розанова:

«Уже на 12-м-14-м, реже на 16-м-18-м году своей деятельности, учителя становятся инвалидами, нуждающимися скорее в заботах о себе, нежели сколько-нибудь способными еще в течение 8-12 лет оказывать беспрерывное, ежеминутное и самое утонченное внимание к нуждам сотен и сотен образующихся юных существ. Общества покровительства животных, благодетельные попечители о тюрьмах — да вот перед вами братья ваши, лучшие из вас, несравненно более многих образованные, гуманные, действительно благожелательные, преждевременно искалеченные, кажется, всеми презираемые, несравненно более несчастные, нежели покровительствуемые вами четвероногие и двуногие. О, конечно, нет никаких внешних атрибутов страдания на них — кроме одного, впрочем, но зато общего, лежащего уже на всех: выражения их лица, их движений, манеры держать себя и говорить».

Хочет ли еще кто-нибудь кинуть камень в эту женщину, тянущую воз Российского образования, как тот бурлак на Волге?

У каждого учителя аргументов, чтобы уйти из школы, более чем достаточно, и многие действительно уходят. Но многие, несмотря ни на что, остаются. На вопрос:«Что вас удерживает в школе?», в учительских блогах можно найти разные ответы:

  • любовь к детям;
  • "работа очень нравится";
  • "люблю творчество";
  • "быть учителем — это интересно";
  • "люблю учить детей учиться";
  • "без школы прожить не могу";
  • "не представляю себя в другой профессии";
  • "осознаю значимость профессии";
  • "учусь вместе со своими учениками";
  • "не осмеливаюсь что-то менять";
  • "работа рядом с домом";
  • "хорошая нагрузка (как следствие — з/п устраивает)";
  • "отпуск большой и только летом";
  • "нет другой работы".

И еще можно добавить разных вариантов объяснения этого феномена, но мне думается, главное объяснение все же в том, что для всякой женщины основная ценность — это семья. А школа — это всегда большая семья, пусть не всегда дружная, не всегда успешная, с очень разными детками, с трудностями и радостями, но она своя, родная. И ради этого можно многое претерпеть. А если кто бывал в компании, где собралось более одного учителя, может подтвердить, что разговор у учителей всегда неизбежно переходит на школу, даже если договаривались тему эту не поднимать. Многие учительницы, дожидаясь пенсии, обещают сразу по ее получении из школы уйти, а потом не уходят, потому что боятся остаться без этой семьи, такой проблемной, такой хлопотной, но такой любимой.

Мнения учителей никто не спрашивает ни при составлении учебников, ни при внедрении ЕГЭ. Дело учителя — исполнять, что придумают «наверху». Учителя, как, впрочем, и дети — заложники Системы. В нашей школе как-то состоялась встреча с очередным Министром, и я спросила его, имея ввиду реформы:

— Как можно улучшить образование, одновременно сокращая финансирование, увеличивая количество детей в классе и заставляя учителя работать на полторы -две ставки?

Не думаю, чтобы те, от кого зависят все эти реформы, не понимали очевидных вещей. Все они прекрасно понимают, но, несмотря на возмущения общества, гнут свою линию. Лучше всех о сложившейся в образовании ситуации сказал писатель В. Непомнящий:

«Школьники, студенты, учителя, ученые, деятели культуры и искусства, отцы и матери, — объединяйтесь! Отечество в опасности».

Об авторе: Короева Зарема Александровна, учитель русского языка и литературы, Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Беслана" Правобережного района Республики Северная Осетия-Алания.

Эссе: «Педагог – профессия мужская».

Чтобы быть хорошим преподавателем

нужно любить то, что преподаешь,

и любить тех, кому преподаешь.

В. Ключевский.

Педагог… Педагог- мужчина… Каков он? Каким он должен быть? Когда размышляешь над этими понятиями, холодок пробегает по спине. Многие бы ответили: «Это не мужская профессия». Я считаю, что педагог – мужская профессия. Ведь выдающийся советский педагог А.С. Макаренко, который работал в воспитательной колонии для несовершеннолетних правонарушителей, сумел не только показать это, но и в реальности доказал, что педагог – профессия мужская.

Действительно, испокон веков воспитателями детей были учителя-мужчины. И были они прекрасными воспитателями, учителями и наставниками. Особенно для мальчиков мужское воспитание в школе очень важно потому, что воспитывать ребенка должны и мать, и отец. В нашем обществе привыкли говорить: «учитель – вторая мама», следовательно, педагог – мужчина должен быть вторым отцом.

Педагоги-мужчины в школе необходимы еще тем, что в нашей Тыве реализуется и работает «Кодекс чести мужчин Тувы», который реализуется по инициативе Главы-председателя Республики Тыва Ш.К. Кара-оол. Эта ситуация дополнительно вдохновляет меня в своей работе в воспитании настоящих мужчин Тувы, будущего нашей Республики.

В наше время ребенок живет в стремительно меняющемся мире. А этот мир требует развития. Маленький человек перегружен информацией. Это приводит к сдвигам в его сознании. К изменению понимания плохого и хорошего. Плохое становится хорошим, хорошее-плохим. Как переломить эту ситуацию? Какой способ должен выбрать учитель? Каким для этого должен быть сам учитель?

Важно понимать, что в школе учитель не для того, чтобы научить, а чтобы быть с детьми, чтобы они становились лучше, чтобы они росли, чтобы они взрослели при нашем непосредственном участии. Это мое глубокое убеждение. А учитель должен быть примером для своих учеников. Проработав 7 лет в школе, я приобрел драгоценный опыт общения с детьми. Я точно знаю, что ребенка надо принимать таким, какой он есть. И любить его таким. Все дети хорошие. Не может быть плохих детей. Если ребенок агрессивен, виноват в этом взрослый. Позитивная оценка, умение рассмотреть хорошее в каждом ученике и показать это окружающим, поднять его авторитет, создать атмосферу успешности – вот главная задача педагога-учителя, педагога-мужчины.

Быть учителем физической культуры легко и интересно. Ведь в условиях современных требований каждый ребенок близко знаком с приемами техники двигательных навыков и тем самым с большим интересом и желанием узнать что-то новое, буквально бегут на уроки физкультуры. Уроки помогают мне ярче раскрыться и раскрыть учеников. Чтобы сегодняшних школьников удивить, заинтересовать, нужны современные подходы. В педагогической деятельности мной используется технология здоровьесберегающие технологии на основе личностно-ориентированного подхода.

Можно быть высокообразованным человеком, применять современные технологии на уроке, но не быть при этом настоящим учителем. Настоящий учитель должен быть Человеком. Педагог-мужчина – это Человек с богатым внутренним миром, справедливый наставник, способный возрождать души детей, наделенный Разумом, Добротой и Любовью.

Учитель физической культуры

МБОУ СОШ им.В.П.Брагина с.Бурен-Бай-Хаак __________/Айкай Э.Э./

Светлана РОЖКОВА,
кандидат педагогических наук
Ростов-на-Дону

Особенности педагогической культуры
учителей-мужчин и учителей-женщин

Результаты исследований свидетельствуют:
гендерные особенности педагога влияют на способы
и результаты обучения

На школьных февральско-мартовских праздниках вновь звучат поздравления в адрес дорогих учителей-мужчин и любимых учительниц; проходят капустники в честь «наших мальчишек» и «самых лучших девчонок». Что придумали девочки? Чем удивят нас мальчики? Как лучше поздравить директора, что написать обэжэшнику и какой сюрприз организовать для классной? И – «не смотрите, сюда нельзя, не подслушивайте, пожалуйста» – конспирация, волнующая тайна, строгая секретность.
Казалось бы, просто традиция такая сложилась. Но почему? Зачем-то это нужно детям: объединиться всем девочкам, чтобы удивить и обрадовать мальчиков; мальчикам – чтобы с лучшей стороны проявить себя перед девочками; всем вместе – для громового-хорового праздничного приветствия учителя в день 23 февраля или 8 Марта?
Или это архаическая память срабатывает: мужская пляска, женская половина дома, разделение труда, социальные роли. Мы разные, и мы друг для друга. И у нас есть потребность это проманифестировать. Потому-то так шумно проходят в школе эти предвесенние праздники.
Есть повод задуматься: ведь стиль преподавания тоже в значительной мере определяется социально обусловленными различиями между мужчинами и женщинами. До последнего времени влияние этих различий не учитывалось педагогической практикой.

Какими мы представляем себя

Учителя-мужчины говорят о себе как о понимающих, независимых, спокойных, прямолинейных, заботливых и сильных. Они обнаруживают у себя склонность быстро принимать решения, защищать свои взгляды и помогать другим.

Учителя-женщины описывают себя как способных сочувствовать, правдивых и прямолинейных, жизнерадостных, совестливых и надежных, искренних и тактичных. Они считают, что способны анализировать ситуацию, имеют четкую собственную позицию, могут защищать свои интересы.

Но ответы на вопросы – это одно, а реальная жизнь – совсем другое. Результаты многих исследований говорят о существовании заметной диспропорции между тем, как учителя позиционируют себя, и тем, как они действуют в реальной педагогической ситуации.

Мы же через призму исследований

Многих учителей-женщин отличает завышенная требовательность к учащимся, пристрастие к контролю. В них нет готовности к изменениям. Они часто винят других, например учеников, в своих неудачах. Типичным объяснением снижения успеваемости является довод о том, что ученики стали хуже.

Определяя особенности педагогической культуры учителя-женщины и учителя-мужчины, исследователи не только анкетировали, но и наблюдали, изучали, как сам учитель анализирует стиль своей педагогической деятельности. Эта диагностическая технология позволила определить скрытые проблемные точки в профессиональной деятельности учителей разного пола.

Проблемные точки женской педагогики

Личностно-смысловые: противоречие между потребностью в профессиональном росте и необходимостью выполнения своей гендерной роли приводит к внутренним конфликтам, появлению чувства вины по отношению к семье; большая внушаемость, чувствительность к социальному давлению; ориентация на внешнюю оценку и поддержку. Не всегда получая поддержку, учителя-женщины часто берут на себя чужие обязанности, что создает дополнительное напряжение, истощает эмоциональные и физические ресурсы, вызывает обиду на окружающих. Они очень нуждаются в позитивной оценке своего труда, ее отсутствие приводит к появлению ощущений ненужности, нереализованности, бесполезности. Часто испытывают разочарование в работе, профессиональное неудовлетворение, вызванное личными взаимоотношениями, невысокой оплатой труда, низким статусом профессии, большим объемом выполняемой работы. Характерны тревожность, неуверенность в себе, боязнь успеха, зависть.

Социально-культурные особенности: широкий круг социально-культурных интересов, однако знания часто носят бессистемный, поверхностный характер. Обнаружена склонность скрывать интерес к типично мужским областям знаний или деятельности, например, к политике, компьютерным технологиям, технике. Это происходит из боязни показаться неженственными.

В профессионально-исследовательской деятельности для учителей-женщин более важны взаимоотношения в коллективе, условия труда, личностные отношения на работе и в меньшей степени – содержание деятельности. Они предпочитают хорошо известную, привычную деятельность, и даже их исследования носят в основном репродуктивный характер. Предпочитают практическую деятельность теоретической.

В коммуникативной сфере учителям-женщинам присущ межличностный способ самоактуализации, другие формы реализации своего потенциала они не используют, и это снижает их профессиональную продуктивность. Они более склонны к вербальной деятельности и хуже, чем учителя-мужчины, регулируют свое эмоциональное состояние.

Информационные трудности связаны с преобладанием вербального интеллекта над зрительно-пространственным, и это осложняет овладение современными поисковыми технологиями. При обработке информации они количество предпочитают качеству.

Проблемные точки мужской педагогической культуры

Личностно-смысловые: деятельность учителей-мужчин менее эффективна в силу того, что они часто не связывают свои долгосрочные жизненные планы со школой и чаще, чем учителя-женщины, работают по совместительству. Они не склонны рассматривать успех учеников как свой личный успех, поэтому менее заинтересованы в нем. Неудачи учеников они объясняют их ленью, глупостью, но не промахами в своей деятельности. Неудовлетворенность педагогической работой обусловлена в основном материальными условиями. У них слабо развита потребность повышать свой общекультурный уровень и расширять свои знания.

Социально-культурные проблемы учителей-мужчин в том, что они менее толерантны в социальном, личностном и межкультурном отношении, более консервативны в гендерных и национальных вопросах.

В профессионально-исследовательской деятельности они стремятся к управлению учениками, а не к сотрудничеству с ними. В своей работе больше ориентируются на глобальные цели и не всегда могут правильно сформулировать промежуточные цели и задачи своей деятельности. Им сложнее налаживать совместную работу в педагогическом коллективе, труднее строить отношения с администрацией учебных заведений, которая состоит преимущественно из женщин, а их психологические особенности мужчины знать не хотят.

В коммуникативной сфере у мужчин преобладает зрительно-пространственный интеллект, а вот вербальный развит меньше, что препятствует свободе коммуникации. Предпочитают профессиональное общение межличностному, поэтому не очень стремятся наладить тесный контакт с учащимися во внеучебное время.

В информационной сфере деятельности качество материала предпочитают объему, склонны к исследовательской работе и решению проблем, а не к поиску готового шаблона или алгоритма решения.

…Надеемся, знание этих особенностей поможет учителю в совершенствовании собственной педагогической культуры и даст ключ к пониманию педагогической культуры коллег.