Фаянсовая посуда. Как отличить фарфор от подделки Чем керамика отличается от фаянса

Знакомые каждому керамические и фарфоровые материалы имеют схожие признаки и принципиальные отличия. Долгий период поисков позволил выявить новые уникальные возможности такого доступного и дешёвого ресурса, как обычная глина. Слои осадочных горных пород залегают на небольшой глубине и встречаются практически повсеместно. Различные по составу они обладают общим свойством. При соединении с водой образуется пластичный тестообразный материал, который после высушивания становится твёрдым и сохраняет форму.

Разбираемся с формулировками

От состава исходного сырья, внесённых добавок, способа формования и обжига зависит качество и конечные свойства получаемого материала. Изделия из глины, после высокотемпературной обработки, носят название керамики.

По структуре и плотности существует деление на грубую и тонкую керамику. К последней относятся: фаянс, фарфор, майолика и каменная керамика. Эти виды имеют плотный мелкозернистый черепок с низким уровнем поглощения жидкости. Отличаются по цвету технологии росписи, способам нанесения глазури. Используются для изготовления посуды и предметов бытового назначения.

Фарфор в этом перечне стоит особняком. Это высококачественный вид керамики , имеющий белый цвет черепка. Благодаря высокой плотности, изделия из него тонкие, лёгкие, прозрачные на просвет. При ударе издают приятный чистый звук.

К категории грубой керамики относятся изделия с рыхлой, крупнозернистой структурой. У них более высокий уровень поглощения жидкостей. Керамические массы с добавками различных металлов имеют цветовые оттенки и носят соответствующие названия.

Общие признаки и свойства

– основной природный компонент для производства всех видов керамики. Похожим является технологический процесс, подразумевающий обязательный высокотемпературный обжиг. Внешняя схожесть изделий из данных материалов.

Если коснуться внешнего вида изделий из фарфора и различных видов керамических масс, то отличить их достаточно сложно. Все товары соответствуют потребительским нормам. Это касается посуды, сантехнических изделий, некоторых декоративных строительных элементов.

Китай – родина фарфора

Но различия всё-таки существуют. Они объясняются химическим составом керамических масс и соответствующим режимом обжига. Из-за долгого отсутствия знаний о составе глин, керамика производилась повсеместно, из того сырья, которое было распространено в данной местности. А состав разных участков даже одного месторождения может значительно отличаться по химическому составу. Так Китай смог первым создать фарфор в 620 году, из-за присутствия на своей территории месторождений с высоким содержанием каолина . Именно он позволял проявиться тем качествам, которыми славится настоящий фарфор.

На юго-востоке страны в провинции Цзянси были обнаружены запасы белой глины. Они и получили название каолина (gaoling – высокая гора). Выдерживая высокие температуры при сушке и обжиге, черепок становился очень прочным и не пропускал жидкость. Китайские мастера добились создания удивительной по красоте и лёгкости посуды. Её секреты пытались постичь европейские учёные и ремесленники. Но удалось это сделать только в начале XVIII века. Загадочная, восточная редкость стоила дороже золота. За чашку могли заплатить столько монет, сколько она в себя вмещала.

Различие в химическом составе и правилах обжига

Процесс создания фарфора значительно сложнее изготовления керамики. Поэтому и цена на фарфоровые изделия выше.

Важнейшим условием является строгое соблюдение пропорций каолиновых глин с остальными компонентами. Полученную пластичную массу укладывают в гипсовые формы. Дальнейшие сушка и двойной обжиг должны происходить в соответствии с технологическими требованиями. Температура может варьироваться в пределах 1300°C — 1460°C. В результате должен получиться черепок с мелкозернистой спёкшейся структурой, белого цвета. Показатель поглощения жидкости не превышает 0,2%, что позволяет подобные материалы даже не покрывать эмалевым слоем. Неглазурованный матовый фарфор называют бисквитом. В целях защиты изделия и придания декоративных эффектов его подвергают глазурованию и раскраске.

Глиняное тесто для керамики может содержать целый перечень органических и минеральных составляющих. Оно более пластичное, поэтому форму ему придают в ручную или с помощью гипсовых форм. После изделие просушивают, глазуруют и обжигают при температурах 700 °C – 1050 °C . В результате получают крупнозернистый пористый черепок. Поглощение жидкости может составлять 14 % – 18% . Изделия после обжига могут приобрести жёлтый, кремовый, красно-коричневый, зеленовато-коричневый, серый, чёрный, белый цвета.

Достаточно просто понять, что фарфор из-за своей спёкшейся структуры значительно прочнее, легче и тоньше изделий из керамики. Не подвергается в такой степени старению, выраженному в появлении трещин на поверхности эмалевого покрытия. Стенки пропускают свет. Фарфор будто поёт, издавая чистый долгий звук. Из-за более дорогого процесса производства имеет высокую стоимость.

Служит безотказно уже тысячи лет

Трудно оценить значение керамики в жизни современного человека. Каждому знакома промышленно-строительная категория, включающая кирпич, печные изразцы, черепицу, облицовочную и половую плитки. Хозяйственно-бытовые вещи заявляют о себе наборами посуды, раковинами, унитазами. Художественно декоративная серия потребительских товаров включает вазы, статуэтки, панно, игрушки. Область применения так обширна, что всем видам обожжённой глины находится место не зависимо от цены и названия.

История возникновения фаянса

В итальянском регионе Тоскана есть город, известный всему миру своими фаянсовыми изделиями . Город с населением 50 тыс. человек по-итальянски так и называется — Фаэнца(Faenza), что по-русски означает Фаянс . Более полусотни мастеров, получивших образование и профессию в местном Институте керамического искусства, производят в городе художественные изделия из керамики.

Производство керамических изделий восходит здесь к XIV столетию. К началу 1900-х годов слава города облетела уже многие страны, и в 1908-м в Фаэнце был торжественно открыт Международный керамического искусства, в котором помимо местных мастеров представлены произведения художников-керамистов из других областей Италии и из стран Европы и мира.

Как отметил, выступая в местном муниципалитете, мэр Фаэнцы Пальмиро Ди Мариа, в этом музее собраны керамические изделия всемирного значения, и музей является главным центром культурной деятельности города.

Изделия керамистов Фаэнцы отличаются большим разнообразием и по форме, и по материалу. В музее они выставляют лишь наиболее удачные образцы своей продукции, принося их из своих мастерских, в которых работают как по собственному вдохновению, так и по заказам, поступающим от горожан и от посетителей города, приезжающих сюда из многих стран мира. В музее выставлены также современные керамические изделия, выполненные Пикассо, Матиссом, Шагалом, Кокто, Лежё и другими знаменитыми художниками.

История керамических росписей

История керамических росписей в Фаэнце восходит к любовным приключениям в XV веке главы этого города Галеотто Манфреди. Глава Флоренции Лоренцо Медичи для установления добрых отношений между Фаэнцей, которая административно входила в тогдашнюю территорию Тосканской области, и Болоньей решил примирить эти два города, выдав дочь главы Болоньи Франческу за Галеотто Манфреди.

Но у этого синьора была любовница, некая Кассандра Павоне, дочь нотариуса из Феррары, и молодой супруг не был намерен отказываться от ее амурных услуг после женитьбы Он привез ее в Фаэнцу и поместил в местный монастырь, в отдельную келью, под именем сестра Бенедетта.

Любовная связь с ней молодого мужа довела Франческу до умопомрачения, и однажды, 31 марта 1488 года, она в припадке отчаяния собственноручно лишила его жизни. История убийства Галеотто Манфреди стала достоянием городских масс, которые встали на сторону убитого и его любовницы.

Все это могло бы остаться в анналах истории, но фамилия любовницы Галеотто была, как сказано, Павоне, а по-итальянски это означает «павлин». С тех пор павлиний хвост и павлиньи перья стали в Фаэнце одним из традиционных керамических изделий.

При входе в Международный музей керамики в Фаэнце открыт для бесплатного посещения зал мастерских керамического искусства. Экспозиция всех мастерских, участвующих в проекте (а их, как уже было сказано, более 50), позволяет дать разнообразное представление о керамическом производстве в Фаэнце.

В основе фаянса лежит пластическая с примесью мелкого песка, гипса и мела. Стенки такой посуды, в отличие от фарфоровой, полностью непрозрачны, более толсты и абсолютно «немузыкальны». Но фаянс хорошо сдерживает тепло и не реагирует на кислоты.


Название Фаэнца (Фаянс ) постепенно распространилось на обозначение вообще всех итальянских изделий из этой разновидности белой глины. Они различаются по сложности изготовления. Наиболее простые хозяйственная утварь: кружки, умывальники, посуда для повседневного использования — делаются из поливного фаянса на гончарных станках.

Вручную лепятся посудные ручки, носики для чайников и различные . После предварительного обжига изделие становится более твердым. Но требуется вторичный обжиг, и изделие становится дороже.

Вазы, блюда, художественная посуда и другие украшения из легкоплавкой глинистой массы фаянса отличаются от прочих изделий (изразцов, черепицы, облицовочной плитки) только тщательностью и художественным характером обработки.

Главное внимание обращается на изящество формы с последующим наложением цветных и белых рисунков и окончательной отделкой кистью. Этот способ в Италии называется пастильяджо (pastigliaggio).

Эмалированный фаянс производился в XVI-XVIII столетиях для столовых сервизов и художественных . В настоящее время он почти не употребляется для столовых сервизов и производится только как подобие старых итальянских фаэнцам для различных украшений и для выделки цветных и белых изразцов.

Способ этот не допускает исправления рисунка, потому что при любом касании кисти краска моментально впитывается, поэтому требуется большой навык и уверенность в знании рисунка. Неудобство этой живописи вознаграждается прочностью окраски и мягкостью полученного рисунка.

Окрашивания по обожженной поливе зародилось в XVIII столетии, и этот способ вследствие удобства при раскраске посуды вошел во всеобщее употребление.

Посетители зала мастерских керамического искусства при Международном музее керамического искусства в Фаэнце могут ознакомиться с образцами изделий местных мастеров и даже заказать копии понравившихся им предметов.

Но культурная жизнь Фаэнцы не ограничивается экспозициями музея керамики. В городе интенсивно развивается культурная жизнь благодаря присутствию многочисленных туристов из различных стран. Работают два театра — театр Мазини и Дом Театра (Casa del Teatro).

Открыт художественный музей Pinacoteca, в котором представлены произведения не только местных художников, но и таких авторов, как Донателло, Пальмедзано, Досси и др.

Наиболее представительные выставки провинции, например Сельскохозяйственная ярмарка, располагаются в Провинциальном ярмарочном центре. Коммунальная библиотека насчитывает 400 тыс. томов. Во Дворце экспозиций размещаются наиболее престижные выставки искусства и культуры.

Но внимание посетителей из других стран не могут не привлечь такие объекты, как кафедральный собор XV века на площади Свободы (Piazza della Liberta), а за ним — Дворец епископа, построенный в XII веке. Во дворце Подеста, бывшем помещении коммунальной магистратуры, открыт зал многофункциональной культуры.

В палаццо Мильцетти, одном из архитектурных зданий эпохи итальянской неоклассики (1792-1805), представлены наиболее эксклюзивные образцы темперной живописи, В Государственном архиве можно увидеть такой старинный документ, как пергамент 979 гида. Город Фаэнца живет активной культурной жизнью.

Керамика – категория материалов, к которой относятся фарфор и фаянс. Это два однотипных продукта обжига, схожих по своим внешним данным, но в тоже время принципиально различных по физическим качествам. В чем же заключаются эти различия?

Фарфор

Любое керамическое изделие получается при помощи высокотемпературного спекания глины (ее смесей) с минеральными добавками и неорганическими компонентами. Если в процессе спекания участвовала смесь из пластичной глины, каолина (белая глина), кварца и полевого шпата (силикат) с равным или большим процентом содержания минералов, то в результате обжига получается фарфор. Это высокопрочный, непористый, тонкий, полупрозрачный (если фарфор поднести к свету, то он будет просвечиваться), термически стойкий материал, отличающийся от прочих легким весом.

Фарфоровая статуэтка

Фаянс

А вот если в процессе спекания керамики участвовала смесь из глины (80-85% от общей массы), кварца, полевого шпата и незначительного количества каолина, то в результате обжига получается фаянс. Это мелкопористый материал, обжигаемый при температуре до 1280°C. Наличие пор делает фаянс более хрупким, шершавым и водопоглощаемым (около 12%) материалом, который необходимо покрывать толстым слоем глазури, дабы ликвидировать недостатки. Он тяжел, имеет матовый оттенок и непрозрачный.


Фаянсовая посуда

Отличия

В зависимости от пропорций перечисленных выше компонентов смеси технологи могут получить мягкий и твердый фарфор. Изделия из мягкого фарфора обжигаются в печи при температуре ниже 1350°C, а из твердого – при 1350°C — 1450°C. Мягкая разновидность более хрупка и чувствительна к резким перепадам температур, ее условно относят к категории пористой керамики (наблюдается наличие незначительного количества мелких пор), глазурь которой разрушается при механических воздействиях. Из-за этих физических характеристик из мягкого фарфора изготавливают лишь ценные предметы искусства, но не посуду.

Твердые сорта фарфора содержат до 66% каолина (но не менее 47%). Эта разновидность относится к плотной непористой керамике, что делает ее более стойкой к физическому воздействию. Материал также прозрачен, «невесом», имеет гладкую белую поверхность. Твердые сорта используют для производства посуды, декоративных изделий (ваз, блюд), электрических изоляторов и даже сантехники. Но существует и особый материал «бисквит» – твердая разновидность фарфора, которая не покрыта глазурью. Это матовый материал, используемый для изготовления скульптур и украшений.

Любая фарфоровая масса всегда белая, поскольку при добавлении красителей в смесь невозможно достигнуть требуемой прозрачности, тонкости и при этом прочности материала. Все цветные изделия расписаны специальными красками по глазури уже после обжига. Фарфор «высоко звучит» при легком ударе.

Масса для изготовления фаянса белая, но зачастую в нее добавляют цветные красители, что позволяет изготавливать изделия любых оттенков. Кроме того, в смесь могут добавлять кремний, кварц, известь, полевой или шамотный шпат, магнезии, углекислоты. В зависимости от компонентов различают и разновидности, например, глиноземный и известкой фаянс. Они же влияют и на качество материала, его пористость, хрупкость, водопоглощение. Благодаря богатству разновидностей материала из фаянса производят посуду, черепицу, плитку, статуэтки и так далее.

Выводы сайт

  1. Фарфор имеет уникальные и ценные декоративные характеристики.
  2. Фаянс поглощает влагу, что делает его весьма чувствительным к перепадам температур и менее гигиеничным.
  3. Фарфор более легок и в тоже время механически прочен, чем фаянс.
  4. Фаянс менее ценен, поскольку процесс производства менее трудоемок, а используемые материалы не такие дорогостоящие.
  5. Фаянс более практичен и декоративно разнообразен, нежели фарфор.

Термин фаянс происходит от своего рода ярко окрашенной глазурованной глины, которую впоследствии спекают при высоких температурах. Изобретен он был во времена Ренессанса во Франции и Италии. Происходит оно от слова «Фаэнц», города в Италии, где преобладали фабрики, изготавливающие данную глиняную посуду под названием «майолика». Хотя первые экспонаты с похожим составом использовали еще в 5 тысячелетии до нашей эры, в регионах Месопотамии.

На территории России данное открытие появилось в XVII веке и быстро завоевало рынок. Фабрики использовали всевозможные украшения из глазури, эмалевых красок, чтобы придать готовым изделиям красивый вид. Многим известны наборы с изображением сине-золотых рисунков, которые наносили рукодельницы (позже это делали специальные машинки для росписи). В замках и дворцах находились наборы, которые насчитывали около 100 предметов в одном.

Из чего изготавливают фаянс

Стоит отметить, что состав, который использовали для изготовления раньше, значительно отличается от сегодняшних экземпляров. Если сейчас для производства использую каолин (глина), кварц и шпат, то в давние времена сырье делали из кварцевой гальки с добавлением извести, соды, медной руды.

Фаянс и фарфор – это разновидности керамики, они очень похожи по внешнему виду, неопытные покупатели не смогут отличить их с первого взгляда. Главной чертой фарфора считается равномерная структура, без пористости, с идеальным белым цветом. Данный материал полностью водонепроницаемый. Строение майолики белее неравномерное. Если посмотреть через такой предмет на свет, он не будет просвечивать, как в случае с фарфором. При легком ударе слышится тихий, приглушенный звук.

Существуют такие виды фаянса:

1. Глиноземный: в составе присутствует только глина и кварц.

2. Известковый: состоит из глины, мела. Данный вид обжигают очень бережно, при низких температурах.

3. Шамотный: изготавливают из глины и шамота (огнеупорная глина), она на протяжении многих лет хранит свои свойства, долго не теряет красивый внешний вид.

4. Полешпатовый: делают из полевого шпата и глины, данный вид наиболее востребованный и распространенный. Обжиг происходит при высоких температурах, изделия получаются более плотными и надежными.

Преимущества керамической фаянсовой посуды

  • предметы из фаянса имеют доступную цену;
  • благодаря покрытию из глазури – наносятся различные рисунки, существуют замечательные дизайны на любой вкус;
  • из данного материала делают практически всю посуду: тарелки, чашки, ложки, кувшины, чайнички и даже статуэтки;
  • верхнее покрытие защищает посуду от воды, способствует легкому мытью и очищению, так же препятствует разрушению структуры предметов от воздействия абразивов и моющих средств;
  • такой материал как фаянс отлично сохраняет тепло, горячие блюда в нем долго не будут остывать;

Уход и хранение столовой фаянсовой посуды

Выбирать фаянсовую посуду и другие изделия из фаянса, особенно если это касается антиквариата, нужно в магазинах. Во-первых, Вам предоставят сертификаты подлинности товаров. Во вторых, неизвестно где хранились данные предметы, из-за этого они могут потерять свой внешний вид или, даже, быть опасными для здоровья.

(франц. faïence от названия итальянского г. Фаэнца) - разновидность керамики. Фаянсовыми называют изделия из "беложгущейся глины", в которую также добавляют каолин, кварц, полевой шпат, мел или мрамор. Фаянсовый черепок белый, но, в отличие от фарфора, он не просвечивает, имеет сероватый или желтоватый оттенок и шероховатый излом. Фаянс обжигают при относительно невысокой температуре (до 1000°С.).

Для маскировки грубого черепка изделие покрывают непрозрачным слоем оловянной глазури или ангобом, а затем, после росписи - прозрачным слоем свинцовой глазури, которая, однако, не сплавляется с черепком, что характерно для изделий из фарфора.

Прототипом фаянса являются изделия Древнего Египта ("египетский фаянс")
Изделия с черепком из красной глины, которые требуют покрытия белым ангобом, называют полуфаянсами (турецкие полуфаянсы).

Изделия из керамики, стекла , люстрирование - традиционный вид художественных ремесел народов арабских стран. Арабы привнесли это искусство в XI-XII вв. в Испанию (см. испано-мавританское искусство), а оттуда традицию расписных керамических изделий заимствовали итальянцы. Название "майолика" появилось в результате искажения слова Майорка - острова в западной части Средиземного моря, через который осуществляли ввоз испанской керамики в Италию.



В XVI в. одним из центров производства расписной итальянской майолики был г. Фаэнца . Изделия мастерских этого города вывозили в страны Центральной и Северной Европы, поэтому их и стали называть "фаянсами ". Помимо Италии в эпоху Возрождения изделия расписного фаянса изготавливали в Нанте, Ниме, Невере. Многие из этих образцов неотличимы от итальянских. В Руане в 1537-1557 гг. работал выдающийся мастер Массео Абакен.

Гордостью французского Ренессанса являются "фаянсы Генриха II» (см. Сен-Поршера фаянсы).

Между изделиями из фаянса и фарфора не существует непреодолимой границы. Так открытие китайского фарфора, в сущности, представляет собой постепенный переход от фаянса через так называемый протофарфор к настоящему белому фарфору. Западноевропейские мануфактуры долгое время производили и фаянсовые, и фарфоровые изделия. Однако по мере освоения новой технологии предпочтение отдавали фарфору.

В XVII-XVIII в. голландские мастера, подражая дорогим привозным изделиям из китайского фарфора, изготавливали собственные, из фаянса.
Шедеврами эпохи Неоклассицизма второй половины XVIii в. являются английские фаянсы мастерской Дж. Веджвуда. Успех подобных изделий привел к тому, что слово "фаянс ", как и "фарфор", превратилось в метонимию (переименование) одной из разновидности декоративно-прикладного искусства.
Изделия расписного фаянса производили французские мануфактуры в Париже , Сен-Клу, Лилле, Марселе, Мустье, Страсбурге.
В Германии действовали мануфактуры в Ансбахе, Байройте, Аугсбурге, Хёхсте, Фульде, Нюрнберге, в малых городках Тюрингии.
В Англии традиционным районом керамического производства было графство Стаффордшир (см. также глино-каменные массы; "тофтовские фаянсы").
В России производство фаянса из тонкой белой глины существовало в XVIii-XIX в. в подмосковной Гжели (см. гжельская керамика), в г. Скопи́не Рязанской губернии (см. скопинская керамика).
Существуют разновидности фаянсовой массы искусственно окрашенной в разные цвета. Изделия из майолики, или фаянса, покрытые слоем блестящей глазури, иногда условно называют "эмалированным фаянсом" (см. эмаль).

Каталог французской фаянсовой посуды Gien -