Как решила весна украсить лес. От первых проталин до первой грозы

Георгий Скребицкий

В наших лесах прежде других зеленеть начинают берёзки.
Войдёшь в берёзовый лес, и кажется, что он весь будто подёрнут едва заметной зелёной дымкой.
А запах какой! Свежий, острый и чуть-чуть горьковатый. Так пахнут молодые, едва распустившиеся берёзовые листочки

Крылатые гости

Георгий Скребицкий

Вечером nana принёс из сарая доску, распилил её и сколотил домик. Вместо окон и дверей в одной из стенок выпилил круглую дырочку, а у входа жёрдочку прибил.

Ну-ка,- сказал папа,- отгадай загадку: на колу дворец, во Дворце певец - кто это?

Скворец,- закричал Юра.
- Правильно. Вот мы для него квартиру и смастерили. Завтра утром скворечник в саду пристроим.

Проснулся Юра утром - в окно солнце светит, капель с крыши льёт, и воробьи на весь двор расчирикались.

В саду ещё был глубокий снег. Папа с Юрой еле пробрались к старой яблоне. Папа прибил скворечник к длинному шесту и прикрутил шест проволокой к стволу яблони.

Вот теперь хорошо, - сказал он, - со всех концов скворечник видно.

Прошло пять дней. В саду зачернели проталины, разлились огромные лужи. В лужах, как в зеркале, отражались небо, облака, а когда заглянет солнце -даже больно глядеть на них, так и сверкают.

Один раз зовёт папа Юру в сад:
- Погляди, какие гости к нам заявились.

Прибежал Юра, смотрит - на крыше у скворечника сидит скворец и распевает. Потом другой скворец к нему подлетел и прямо в домик юркнул.

Весна-художник

Георгий Скребицкий

Приступила к работе Весна Красна. Не сразу взялась она за дело. Сперва призадумалась: какую бы ей картину нарисовать?

Вот стоит перед ней лес — ещё по-зимнему хмурый, угрюмый.

«А дай-ка я разукрашу его по-своему, по-весеннему!» Взяла она тонкие, нежные кисточки. Чуть-чуть тронула зеленью ветки берёз, а на осинах и тополях по развесила розовые и серебряные серёжки.

День за днём всё наряднее картина весны.

На широкой лесной поляне синей краской нарисовала она большую весеннюю лужу. А вокруг неё, будто синие брызги, рассыпала первые цветы подснежника, медуницы.

Рисует день, другой. Вот на склоне оврага кусты черёмухи; их ветки покрыла Весна мохнатыми гроздьями белых цветов. И на лесной опушке, тоже все белые, будто в снегу, стоят дикие яблони, груши.

Посреди луговины уже зеленее трава. А на самых сырых местах, как золотые звёзды, распустились цветы калужницы.

Всё оживает кругом. Почуяв тепло, выползают из разных щелок букашки и паучки. Майские жуки загудели возле берёзовых веток. Первые пчёлы и бабочки летят на цветы.

А сколько птиц в лесу и в полях! И для каждой из них Весна Красна придумала важное дело.

Счастливый Жучок

Георгий Скребицкий

Был тёплый весенний вечер. Бабушка Дарья вышла из дома и уселась на крылечко. Этого только и ждали ребята. Будто воробьи, слетелись они с разных концов деревни.
— Бабушка, расскажи что-нибудь поинтереснее, — затараторили они.
Старушка поглядела на ребят ласковыми, поблёкшими, как осенние цветы, глазами, подумала и сказала:
— Хорошо, я расскажу вам сказку про счастливого жучка-червячка. А вы сидите и слушайте. Вот как это было.
Прилетела на землю Весна. Принесла с собой много-много разноцветных шелков, чтобы украсить ими леса и луга, чтобы одеть бабочек и жучков, чтобы всё кругом выглядело нарядно и празднично.
Попросила Весна Красное Солнышко:
— Согрей получше землю. Разбуди всех, кто спал крепким сном всю долгую зиму. Пусть выбираются из своих трещинок, щёлок.
Пригрело Солнышко землю. Вылезли разные насекомые, кто из щели, кто из земляной норки, кто из-под древесной коры, и все поползли, побежали, полетели на просторную лесную поляну. Там их ждала Весна со своими разноцветными шелками, золотыми, серебряными нитями и другим убранством.
Явились бабочки и жуки на полянку. Увидела их Весна и говорит:
— Вот я к вам прилетела с тёплого юга. Какие хотите вы получить от меня подарки, чтобы они доставили вам радость и счастье, чтобы вы могли весело летать и бегать по полям и лесам?
Тут все бабочки и жуки сразу заговорили:
— Видишь, Весна, как потёрлись, испачкались за осень и зиму наши крылышки, какие мы все некрасивые. Дай нам яркие, нарядные одежды, тогда мы разлетимся в разные стороны, будем кружить над цветами, радоваться твоему приходу, тогда мы будем по-настоящему веселы и счастливы.
— Хорошо, — ответила им Весна и начала наряжать каждого из пришельцев.
Бабочке белянке дала она ярко-белое платье. Лимоннице нежно-жёлтое, как золотистый осенний листок. Бабочку-траурницу убрала в чёрный бархат с белой каёмкой по концам крыльев. Мотыльков, что кружатся возле весенних луж, одела она в голубую лёгкую кисею. А вот весёлая бабочка-крапивница выбрала себе пёстренькое платье, красновато-рыжее, с тёмными и голубыми крапинками.
Решили принарядиться и важные, степенные жуки. Майский жук оделся в костюм шоколадного цвета, жук-носорог — в коричневый да ещё присадил себе в виде украшения на голову длинный рог. Навозный жук выбрал тёмно-синий костюм. Дольше всех никак не мог подыскать подходящую одежду жучок бронзовка. Наконец надел на себя золотисто-зелёный кафтан, такой нарядный, что, как только выбрался в нём на солнце, так и заблестел в его лучах.
Много ещё красивых одежд раздала Весна разным бабочкам, жукам, проворным стрекозам и весёлым скакунам-кузнечикам. Кузнечики захотели одеться во фраки под цвет травы. А сердитые шмели и осы нарядились в жёлтые курточки с чёрными поясками.
— Ну, кажется, всем я угодила, — сказала Весна, — теперь все довольны, могут летать кто куда хочет и радоваться солнечному теплу.
В это время набежал ветерок, зашелестел в ветках деревьев, приподнял с земли прошлогодний завядший лист.
Заглянула Весна под листок и увидела там маленького невзрачного жучка. Он и на жучка-то был не похож, скорее походил на какого то бурого червячка.
— Кто ты такой? — спросила его Весна. — Как тебя звать?
— Меня зовут Ивановым червячком, — ответил ей незнакомец.
— Почему же ты сидишь под листом, не вылезаешь оттуда? Разве ты не хочешь получить от меня красивый наряд? Разве не хочешь быть довольным и счастливым?
Жучок-червячок взглянул на Весну, подумал и ответил:
— А мне и так хорошо, я и так счастлив, счастлив тем, что наступило тепло и всё кругом ожило, радуется твоему приходу. Мне не надо яркого платья — я ведь ночной жучок, я выползаю из-под листвы, когда уже стемнеет и в небе зажгутся первые звёзды. Зачем мне красивый наряд? Я счастлив тем, что живу в родном лесу. Спасибо тебе, Весна, что ты так красиво его одела. Больше мне от тебя ничего не нужно.
Удивилась Весна, что этот скромный жучок ничего для себя от неё не просит. А потом подумала и поняла: да ведь он-то и есть самый счастливый. Он радуется не за себя одного, а за всех, радуется и живёт одним общим счастьем.
И тут же решила Весна: «Подарю я ему крохотный голубой фонарик. Пусть он зажигает его каждый вечер и светит всю ночь. Пусть этот фонарик горит, как яркая звёздочка в тёмной ночной траве, и напоминает обитателям леса о том, что счастье никогда не меркнет, даже в самую тёмную ночь»…
Вот и сказке конец, — улыбнулась бабушка Дарья. Она замолчала, глядя вдаль за околицу. Там, за рекой над синим простором лугов, уже загорались первые звёзды.
Ребята тоже притихли. О чём они думали? Может быть, о счастливом Ивановом червячке, который, наверное, уже выбрался из-под увядшей листвы и зажигает в ночном лесу свой неяркий голубой огонёк. А может, о том, как хорошо уметь в жизни радоваться за других, радоваться и знать, что твоя звёздочка освещает не только твоё, но и чужое счастье.

Был самый разгар зимы. В лесу от мороза трещали деревья. По утрам солнце вставало красное, как начищенный медный таз. Оно поднималось невысоко над горизонтом и почти не грело землю. Кусты и деревья покрывал белый сверкающий иней, а небо походило на синий застывший ледок. И на нём ещё ярче рисовались серебряные вершины деревьев.

В заколдованном царстве деда-мороза всё было красиво, но безжизненно. Звери попрятались от холода в норы, в логовища, насекомые забрались в глубокие щели и заснули там непробудным сном. Одни только птицы летали по полям и лесам, стараясь разыскать хоть немного корма. Они нахохлились и молчали. В эту пору им было совсем не до криков и не до песен.

Но вот однажды в лес прилетели весёлые, шумливые птицы - клесты. Ростом они были покрупней воробья и одеты гораздо наряднее. У самочек пёрышки были зеленоватые, а у самцов - с оранжево-красным отливом. Но самое удивительное, что сразу поражало в наружности клестов, - это их клювы.

У разных птиц клюв бывает различной формы. У синицы он тоненький, как иголочка; таким клювом очень удобно вытаскивать жучков из узких щёлок. У дятла клюв крепкий, короткий; хорошо им долбить кору, добывать из-под неё жуков-дровосеков или расклёвывать хвойные шишки. А вот у ястреба или у коршуна клюв острый, загнутый вниз. Это хищные птицы. Своим крючковатым клювом они ловко хватают добычу и разрывают её на куски.

У птичек клестов клювы были совсем удивительной формы - тоже острые, крючковатые, но только загнуты не книзу, а в разные стороны: верхняя половина клюва изогнута в одну сторону, а нижняя - совсем в другую. Такой клюв больше всего походил на кривые щипцы.

Ну и носы! - удивлялись, глядя на клестов, щеглы и синицы. - Как же ими клевать корм или долбить что-нибудь? Вот уж уроды!

Но кривоносые птицы не унывали. Наоборот, в хмуром зимнем лесу они чувствовали себя как нельзя лучше. Это были природные северяне. Перекочевали они в тот лес с далёкого севера - из тайги. Там, в тайге, ещё холоднее и ещё меньше корма.

Прилетев на новое место, клесты прежде всего уселись на вершины сосен и елей.

Ой, сколько здесь спелых шишек! - радовались они. - Какие вкусные в них семена! Вот где раздолье!

Старый пёстрый дятел очень заинтересовался крылатыми соседями. Дятел зимой тоже кормился семенами шишек, но ведь он отлично наловчился долбить их своим крепким клювом. Сорвёт сосновую или еловую шишку, засунет в расщелинку дерева и давай со всего маха клювом по ней колотить, вытаскивать из-под чешуек вкусные семена. Все повытаскивает, тогда летит за новой шишкой и её несёт к той же расщелинке. Пустую выбросит, а новую, полную, вставит и опять начинает долбить.

На снегу под деревом, где трудится дятел, навалена целая куча пустых, расклёванных шишек. Недаром такое дерево с трещинкой зовётся «лесной кузницей», а самого дятла зовут «кузнецом».

Прилетел дятел на то дерево, где расселись клесты, и стал наблюдать, как же они своими кривыми носами будут шишки раздалбливать. Но клесты и не думали это делать. Они расправлялись с ними совсем по-иному. Уцепится клёст за шишку острыми коготками, иной раз даже повиснет на ней, как на качелях, засунет свой кривой, изогнутый клюв под чешуйки и начнёт вытаскивать из-под них одно семечко за другим. Нисколько не хуже дело идёт, чем у дятла.

Поглядел дятел на клестов, покачал головой, потом сорвал спелую шишку и полетел к себе в кузницу.

Хорошо жилось птицам клестам в новом лесу: шишек вволю, чего ещё нужно! Так и остались они там зимовать.

Только не нравилось хлопотливым птичкам, что зимний лес такой унылый, нисколько не лучше хмурой тайги.

«Как бы устроить, чтобы в лесу стало повеселее?» - думала молодая птичка клёст, сидя на ветке, увешанной спелыми шишками.

Почему весной все птицы поют, а теперь молчат? - спросила она скакавшую по сучкам синицу.

Та даже крылышки растопырила от удивления и уселась рядом на ветку.

Ты разве не знаешь - весной все мы строим гнёзда, выводим птенцов. Весна - это самое чудесное время, вот мы и поём.

Так давайте сейчас строить гнёзда, высиживать птенцов, давайте сейчас петь весёлые песни!

В ответ синица только покачала головкой.

Странная ты птица! - сказала она. - Кто же зимой вьёт гнёзда и выводит детей? Да они сразу замёрзнут. И кормить их нечем - ведь все жучки и букашки попрятались до весны в глубокие щели и трещины.

А я всё-таки попробую! - задорно ответила птица клёст. - Мы - северяне, нам никакой мороз не страшен. А еды вон сколько. - И она указала крылом на спелые шишки.

Синица ей ничего не сказала. Что она могла ответить на такие глупые и смешные слова! Пусть хвастливая птица клёст совьёт зимой гнездо и снесёт в него яйца. Поделом будет ей, если все яйца в гнезде у неё замёрзнут и пропадут. Другой раз будет умнее.

Но смелой птичке очень понравилась её собственная затея, и она сейчас же сообщила о ней своему краснопёрому другу клесту.

Тот с радостью согласился, и обе птицы принялись за устройство гнезда.

Прежде всего нужно было найти для гнезда подходящее место. Осмотрев много деревьев, клесты наконец выбрали старую, густую ель. Вся она была укутана снегом. Под его тяжестью ветви обвисли вниз. А промеж заснежённых веток темнели глубокие пещерки. Они вели в чащу ветвей. И вот там-то, на толстом суку, возле самого ствола, птицы решили свить своё гнёздышко. Смастерили они его из тонких веточек, прутиков, а лоток гнезда выстлали мягкими лишайниками и мохом.

Посмотри, как здесь хорошо и уютно! - радовалась самочка клеста, показывая своему другу снежную голубую пещерку, внутри которой находилось гнездо. - Здесь и ветер не продувает, и мороз не так уж сердит.

Краснопёрый клёст во всём соглашался со своей подругой. А может быть, ему, настоящему северянину, студёная зима и вправду была по душе.

Наконец гнездо оказалось совсем готовым. Самочка снесла туда яйца и уселась их насиживать. Она почти не слетала с гнезда, чтобы яйца не застыли на сильном морозе. Кормил её клёст. Он доставал семена из хвойных шишек и приносил их во рту своей подруге. Накормив её досыта, заботливый клёст усаживался неподалёку на ветку и распевал весёлую песню, словно весной, в зелёном, цветущем лесу.

Только теперь эту песню слушали белые, запушённые снегом деревья да чуткая, звенящая тишина зимнего леса.

Иной раз пробежит по полянке заяц, услышит птичью песенку, насторожит уши, усами поводит да и скроется в чаще кустов.

Недели две сидела упорная птичка, не слезая с гнезда.

Кроме клеста, её изредка навещала синица. Заглянет в голубую пещерку и лукаво чирикнет:

Как дела? Всё сидишь?

Сижу, - спокойно отвечала птичка клёст.

Сиди, сиди, а я полечу в деревню. Может, крошки какие поклевать удастся. - И синица улетала прочь.

Наконец в один студёный морозный день птичка клёст почувствовала, что скорлупка яйца под нею лопнула. Это вылупился первый птенец. За ним появился второй, третий, четвёртый… Все они вылупились голенькие, слепые, совсем беспомощные.

«Как бы и вправду они не замёрзли», - забеспокоилась птичка-мать и ещё сильнее распушилась, укрывая своих малышей.

Тема: «ВЕСНА В ЛЕСУ» Г. Скребицкий

Чтение рассказа

Программное содержание

    Познакомить детей с новым рассказом, учить следить за развитием действия, понимать содержание.

    Учить отвечать на вопросы по содержанию.

    Учить согласовывать прилагательные с существительным: весенний день, лесная капель, золотисто-розовое солнышко.

    Воспитывать любовь к природе.

    Индивидуальная работа.

Предварительная работа

Вести ежедневные наблюдения весенних изменений в природе. Заучивание потешек и коротких стихов о весне, рассматривание картинок. Приготовить бумагу и краски для рисования.

Ход занятия

Педагог.

Весна, весна красная

Пришла весна ясная!

Птицы громко поют

Долго спать не дают.

Какое время года наступило? - Весна. Что происходит весной в лесу, я вам прочитаю в рассказе Г. Скребицкого «Весна в лесу». Сядьте удобно, слушайте внимательно. Читает рассказ неторопливо.

Понравился рассказ? Как он называется? Кто автор?

    Расскажите про солнышко, откуда оно выплыло, какое оно? - Золотисто-розовое. Дети повторяют хором и индивидуально.

Как светит солнышко? - Теплым весенним светом.

    Зима совсем ушла или осталась? Почему не ушла?

    Как капали первые сосульки? Дети хором повторяют кап, кап, кап.

Это лесная капель. Слова повторяют дети.

    Как пела синичка в лесу? - Синичка пела звонко, посвистывая привет весне. Дети фразу повторяют вместе с педагогом, а потом самостоятельно.

    Как барабанил дятел в лесу? Дети повторяют тук, тук, тук.

    Расскажем о птенцах. Где родились птенцы птиц? Когда родились птенцы? Что они делали?

Педагог читает рассказ еще раз.

Педагог продолжает. - Давайте вместе порадуемся весне и поиграем. Вы будете птичками. Дети делают движения со словами, которые говорит педагог.

Прилетели птички, птички-невелички,

Все летали, все летали, крыльями махали.

Так они махали, так они летали, крыльями махали.

На дорожку прилетали, зернышки клевали.

Молодцы, детки! А теперь вспомним потешки и стихи, которые вы знаете. Дети рассказывают. «Солнышко-ведрышко, взойди поскорей...», «Птичка» А. Барто, «Утром» 3. Александровой «Оля, Оля, Олюшка встанет раньше солнышка...» и другие.

Педагог. Молодцы, ребятки. А теперь я вам расскажу стихотворение. Читает стихи 3. Александровой «Капель».

На солнышке согрелась ель, подтаяла сосна.

Идет апрель, звенит капель. В лесу у нас весна.

По снегу капельки стучат: «Подснежник, хватит спать!»

А шубки белок и зайчат с утра мокры опять.

Но все же март, а не апрель... Чуть солнышко зайдет,

Смолкает звонкая капель и вновь на ветках лед.

Педагог продолжает. - Нарисуем, дети, весеннюйэ капель. Сосульки, а с них капают капельки.

Дети садятся за столы и рисуют красками

Познакомила детей с биографией Скребицкого Г.А. автора рассказа "Весна". Побуждала детей эмоционсально воспринимать образное содержание художественного текста, учила подбирать слова о весне.Вспомнили, какие ещё рассказы написал автор. Дала понять, что ведь весна очень красивое время года. Вся природа просыпается ото сна и радуется длинному дню, тёплому солнцу. Чтобы привить детям любовь к природе и эта искренняя любовь к природе стала ориентиром всего жизненного пути детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе. Тема: «Пересказ рассказа Скребицкого Г.А. « Весна» с добавлением последующих событий».

Цели и задачи:

Образовательные: продолжать знакомить с приметами весны, учить отгадывать загадку о весне, расширить знания о творчестве детского писателя Скребицкого Г.А., прочитать отрывок из рассказа «Весна», учить внимательно слушать текст и отвечать на вопросы по содержанию, учить добавлять последующие события, логически завершающие рассказ.

Развивающие: развивать умение подбирать нужные глаголы, существительные и прилагательные, развивать творческое воображение и логическое мышление.

Воспитательные: воспитывать интерес к происходящим изменениям в природе.

Материал к занятию: фотография Г.А. Скребицкого, текст рассказа «Весна», опорные картинки, иллюстрация с весенним пейзажем. Методические приёмы: отгадывание загадки, чтение стихотворения наизусть Пожарского М.А. «Пришла весна», рассматривание иллюстраций, чтение произведения Г.А. Скребицкого «Весна», беседа, пересказ, работа с опорными картинками.

Лексический материал:

Предварительная работа: заучивание стихотворения Пожарского М.А. «Пришла весна», загадывание загадок, чтение рассказов Г.А. Скребицкого «Первые листья», «Счастливый жучок», «Весна на пороге», «Грачи прилетели», «Весна – художник», словесные дидактические игры: «Скажи иначе» (синонимы), «Подбери признаки» (весна, вода, ручьи…), рассматривание иллюстраций о весне.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

I.Организационная часть. Беседа о весне.

Воспитатель: Сегодня у нас много гостей. Давайте поздороваемся с ними.

Дети: (здороваются).

Воспитатель: Я хочу загадать вам загадку: Снег тает, день прибывает, Когда это бывает?

Дети: Весной.

Воспитатель: Правильно, речь идёт о весне. Вот и наступила долгожданная весна. А кто нам назовёт весенние месяцы?

Дети: Март, апрель, май.

Воспитатель: Какой сейчас месяц? (апрель). – Как в народе называют этот месяц? (Апрель - снегогон или апрель- водолей). Почему? (ответы детей).

Игра «Думай, отвечай».

Весной снег… (что делает?) чернеет, тает, становится серым.

Сосульки (что делают?) тают на солнце.

Весной солнце (что делает?) пригревает, светит ярче.

Почки на деревьях… набухают.

Ручей … бежит, журчит, течёт.

Медведь… просыпается, выходит из берлоги.

На лесных полянках появляются… (что?) первые проталины, подснежники, молодая травка.

Птицы весной… (какие?) звонкие, радостные, голосистые.

Воспитатель: Ребята, весна очень красивое время года. Вся природа просыпается ото сна и радуется длинному дню, тёплому солнцу. В русской литературе много произведений о весне. Давайте прочитаем стихотворение Пожарского М. А., которое так и называется «Пришла весна».

Дети читают наизусть стихотворение:

Пришла весна.

Шумят леса, цветёт земля,

Поёт – звенит ручей:

«Пришла весна, пришла весна –

В одежде из лучей!»

Ликуют детские сердца,

Стремясь в простор лугов:

«Пришла весна, пришла весна-

В гирлянде из цветов!»

II. Основная часть. Пересказ рассказа Скребицкого Г. А.

1.Беседа о писателе.

Воспитатель: -Дети, я вам сейчас прочитаю рассказ Георгия Алексеевича Скребицкого (1903 – 1964) (Показывает фотографию писателя. Рассказывает факты из биографии.)

Георгий Алексеевич Скребицкий 20 июля 1903 года в Москве. В четыре года он со всей семьёй переезжают жить в Тульскую губернию, в небольшой город Чернь. Детские впечатления от неяркой природы этих мест навсегда остались в памяти будущего писателя. В семье, где рос мальчик, очень любили природу, а приёмный отец будущего писателя был заядлым охотником и рыболовом, и свои увлечения сумел передать мальчику. Искренняя любовь к природе, появившаяся и осознанная ещё в детские и юношеские годы, стала ориентиром всего жизненного пути Георгия Скребицкого. Его книги пользуются широкой популярностью не только в нашей стране, но и за рубежом…

2.Чтение рассказа Скребицкого Г.А. « Весна»

ВЕСНА.

Пригрело весеннее солнце. На лесной полянке начал таять снег. А прошёл ещё день, другой – и его уже вовсе не осталось. С пригорка по ложбинке побежал весёлый ручеёк , наполнил до краёв большую, глубокую лужу, перелился через край и дальше в лес побежал. Опустели зимние квартиры в старом пне, выбрались из – под коры жучки и букашки, расправили крылышки и полетели кто - куда. Выполз из трухи длиннохвостый тритон. Проснулась ящерица, выбралась из норки на самый пенёк, уселась на солнышко погреться. И лягушки тоже от зимнего сна очнулись, запрыгали в луже – бултых прямо в воду. Вдруг под кучей хвороста что –то зашуршало…

Воспитатель разбирает лексическое значение новых слов:

Пригорок – небольшой холм у подножия горы. Ложбинка – узкий неглубокий овраг. Труха – старые прогнившие ветки и кора деревьев. Хворост – сухие опавшие тонкие сучья.

Воспитатель задаёт вопросы по содержанию текста: Что сделало весеннее солнце? Как побежал ручеёк? Что стало с зимними квартирами? А жучки и букашки? Что сделал тритон? Что делала ящерица на пне? А лягушки? Кто появился из – под хвороста? (Версии детей.)

Динамическая пауза «Бывает весной или нет?»

Дети встают около стульев. Они внимательно слушают приметы. Если нет – то садятся на корточки.

3. Повторное чтение рассказа, пересказ с добавлением последующих событий (Дети составляют пересказ с использованием опорных картинок.)

4.Воспитатель читает версию писателя (продолжает рассказ).

…Вдруг под кучей хвороста что – то зашуршало, завозилось, и вылез оттуда ёжик. Вылез сонный, взъерошенный. На иголках – сухая трава, листья. Выбрался ёжик на пригорочек, зевнул, потянулся и начал лапкой с колючек сор очищать. Трудно ему это сделать: лапки у него коротенькие, до спинки никак не достанет. Обчистился немножко, потом уселся поудобнее и принялся языком брюшко вылизывать. Помылся, почистился ёжик и побежал по полянке искать себе еду. Теперь ему, жуки, червяки, лягушки, лучше не попадайтесь: теперь ёжик голодный, сразу поймает и съест.

III. Заключительная часть. Итог занятия.

Воспитатель спрашивает детей, какая из версий им больше всего понравилась? Почему? Какое настроение автора вы почувствовали? Дети делятся впечатлениями. Воспитатель благодарит за занятие.

Я горжусь вами и очень рада, что с этим заданием вы справились. Посмотрите, наши старания были не напрасны. Порадовали не только меня, но и Весну.

За ваши старания она приготовила для вас сладкие волшебные подснежники.


Конспект открытого занятия для родителей

по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе.

Тема: «Пересказ рассказа Скребицкого Г.А. «Весна»

с добавлением последующих событий»
Провела – воспитатель Власова И.Т.

ГБОУ Д/С № 2526

Цели и задачи:

- Образовательные: продолжать знакомить с приметами весны, учить отгадывать загадку о весне, расширить знании я о творчестве детского писателя Скребицкого Г.А., прочитать отрывок из рассказа «Весна», учить внимательно слушать текст и отвечать на вопросы по содержанию, учить добавлять последующие события, логически завершающие рассказ.

- Развивающие : развивать умение подбирать нужные глаголы, существительные и прилагательные; развивать творческое воображение и логическое мышление.

- Воспитательные: воспитывать интерес к происходящим изменениям в природе.
Материалы к занятию : игрушка-зайчик, фотография Г.А.Скребицкого, текст рассказа «Весна», опорные картинки, иллюстрация с весенним пейзажем.
Методические приемы : сюрпризный момент, отгадывание загадки, чтение стихотворения наизусть, рассматривание иллюстрации чтение произведения, беседа, пересказ, работа с опорными картинками.

Лексический материал:

Предварительная работа : заучивание стихотворения Пожаровой М.А. «Пришла весна», словесные дидактические игры: «Скажи иначе» (синонимы), «Подбери признаки» (весна, вода, ручьи,…), рассматривание иллюстраций о весне.

Х О Д З А Н Я Т И Я:

1.Организационная часть. Беседа о весне.

Воспитатель (показывает детям игрушку-зайчика): Ребята, к нам в гости пришел зайчик. Он нам хочет загадать загадку. О каком времени года идет речь?
Снег тает, день прибывает,

Когда это бывает? (Весной)

Воспитатель: Правильно, речь идет о весне. Именно весной заяц меняет белую шубку на серую.

А кто нам назовет весенние месяцы? (Март, апрель, май .)

Сейчас какой месяц? (Апрель.)

Как в народе называют этот месяц? (Апрель –снегогон или апрель-водолей.)

Почему? (Ответы детей .)

(Обращает внимание на иллюстрацию с весенним пейзажем.) Давайте составим предложения о весне. (Можно использовать опорные картинки).

Игра «Думай, отвечай»

Весной снег… (что делает?) чернеет, тает, становится серым.

Сосульки (что делают?) тают на солнце.

Весной солнце (что делает?) пригревает, светит ярче.

Почки на деревьях… набухают

Ручей… бежит, журчит, течет.

Медведь … просыпается и выходит из берлоги.

На лесных полянках появляются..(что?) первые проталины, подснежники, молодая трава.

Птицы весной…(какие?) звонкие, радостные, голосистые.
Воспитатель: Ребята, весна очень красивое время года. Вся природа просыпается ото сна и радуется длинному дню, теплому солнцу. В русской литературе много произведений о весне. Давайте прочитаем стихотворение Пожаровой М.А., которое так и называется «Пришла весна»

Дети читаю наизусть стихотворение:

Пришла весна.

Шумят леса, цветет земля,

Поет-звенит ручей:

«Пришла весна, пришла весна-

В одежде из лучей!»
Ликуют детские сердца,

Стремясь в простор лугов:

«Пришла весна, пришла весна-

в гирлянде из цветов!»
2. Основная часть. Пересказ рассказа Скребицкого Г.А. «Весна»

1) Беседа о писателе.

Воспитатель:

- Дети, я вам сейчас прочитаю рассказ Георгия Алексеевича Скребицкого (1903-1964) (Показывает фотографию писателя. Рассказывает факты из биграфии.)
Георгий Алексеевич Скребицкий родился 20 июля 1903 года в Москве. В четыре года он со всей семьей переезжают жить в Тульскую губернию, в небольшой город Чернь. Детские впечатления от неяркой природы этих мест навсегда остались в памяти будущего писателя. В семье, где рос мальчик, очень любили природу, а приемный отец будущего писателя был заядлым охотником и рыболовом, и свои увлечения сумел передать мальчику. Искренняя любовь к природе, появившаяся и осознанная еще в детские и юношеские годы, стала ориентиром всего жизненного пути Георгия Скребицкого. Его книги пользуются широкой популярностью не только в нашей стране, но и за рубежом…
2) Чтение рассказа Скребицкого Г.А. «Весна»

В Е С Н А.

Пригрело весеннее солнце

ручеек,

жучки и букашки тритон . Проснулась ящерица, выбралась из норки на самый пенек, уселась на солнышко погреться. И лягушки тоже от зимнего сна очнулись, запрыгали в луже – бултых прямо в воду.

Вдруг под кучей хвороста что-то зашуршало…
Воспитатель разбирает лексическое значение новых слов:

Пригорок – небольшой холм у подножия горы.

Ложбинка – узкий неглубокий овраг.

Труха – старые прогнившие ветки и кора деревьев.

Хворост – сухие опавшие тонкие сучья.
Воспитатель задает вопросы по содержанию текста:

Что сделало весеннее солнце?

Как побежал ручеек?

Что стало с зимними квартирами?

А жучки и букашки?

Что сделал тритон?

Что делала ящерица на пне? А лягушки?

Кто появился из-под хвороста? (Версии детей.)


Динамическая пауза «Бывает весной или нет?»

Дети встают около стульев. Они внимательно слушают приметы. Если бывает весной, то хлопают. Если нет – то садятся «на корточки»


3) Повторное чтение рассказа, пересказ с добавлением последующих событий

Дети составляю пересказ с использованием опорных картинок.

4) Воспитатель читает версию писателя(продолжение рассказа).
…Вдруг под кучей хвороста что-то зашуршало, завозилось, и вылез оттуда ежик. Вылез сонный, взъерошенный. На иголках- сухая трава, листья, Выбрался ежик на пригорочек, зевнул, потянулся и начал лапкой с колючек сор очищать. Трудно ему это сделать: лапки у него коротенькие, до спинки никак не достанет. Обчистился немножко, потом уселся поудобнее и принялся языком брюшко вылизывать. Помылся, почистился ежик и побежал по полянке искать себе еду. Теперь ему, жуки, червяки, лягушки, лучше не попадайтесь: теперь ежик голодный, сразу поймает и съест.
3. Заключительная часть. Итог занятия.

Воспитатель спрашивает детей, какая из версий им больше всего понравилась? Почему?

дети делятся впечатлениями. Воспитатель благодарит за занятие.

Литература:


  1. О.С.Гомзяк. Развитие связной речи у шестилетних детей.

Скребицкий Георгий Алексеевич

Пригрело весеннее солнце . На лесной полянке начал таять снег. А прошел еще день, другой– и его уже вовсе не осталось.

С пригорка по ложбинке побежал веселый ручеек, наполнил до краев большую, глубокую лужу, перелился через край и дальше в лес побежал.

Опустели зимние квартиры в старом пне, выбрались из-под коры жучки и букашки , расправили крылышки и полетели кто-куда. Выполз из трухи длиннохвостый тритон . Проснулась ящерица, выбралась из норки на самый пенек, уселась на солнышко погреться. И лягушки тоже от зимнего сна очнулись, запрыгали в луже – бултых прямо в воду.

Вдруг под кучей хвороста что-то зашуршало…завозилось, и вылез оттуда ежик. Вылез сонный, взъерошенный. На иголках- сухая трава, листья, Выбрался ежик на пригорочек, зевнул, потянулся и начал лапкой с колючек сор очищать. Трудно ему это сделать: лапки у него коротенькие, до спинки никак не достанет. Обчистился немножко, потом уселся поуд