Герб дома романовых 1613 1917. Герб семьи романовых

06.10.2003 // Р. Паласиос

Под понятием «герб дома Романовых» с прошлого века подразумевается составленный бароном Б.В. Кене в царствование императора Александра II герб правящей с 1613 г. в России династии. Забавность ситуации состояла в том, что в это царствование процесс обретения гербов российским дворянством, не говоря уже о старинных знатных родах, практически завершился. И чуть ли не единственными не имевшими геральдически оформленной родовой символики были члены правящей династии. Это было связано с тем, что с момента прихода к власти они пользовались государственным гербом, т.е. двуглавым орлом, как личным, не осознавая до поры необходимости в собственной родовой символике. К тому же со смертью в 1654 г. бездетным боярина Н.И. Романова - двоюродного брата первого русского царя из этого боярского рода - пресеклась нецарская ветвь Романовых. И вот, наконец, императорская семья во второй половине XIX в. возжелала обзавестись собственным родовым гербом. Тогдашний герольдмейстер барон Б.В. Кене на основании романовского предания и рисунка на прапоре вышеупомянутого боярина Н. И. Романова создает герб, который получает Высочайшее утверждение 8 декабря 1856 г., несмотря на отсутствие логики и несоответствие между историей рода и символикой нового герба.

Рис.1. Герб Романовых, составленный бароном Б.В. Кёне: «...Герб Рода Романовых: в серебряном поле червленый гриф, держащий золотые меч и тарч (щит с отверстием в середине - Р.П. ), увенчанный малым орлом; на черной кайме восемь оторванных львиных голов; четыре золотые и четыре серебряные» (ПСЗ. Т.32. 1857. №31720).

Обратимся к той вещи, с которой, собственно, и были взяты основные сюжеты для новоиспеченного романовского герба. Принято считать, что все они были изображены на прапоре Н.И. Романова, хранившемся в Оружейной палате. В некоторых изданиях мы можем даже увидеть рисунок этой мемориальной вещи и убедиться, что, как и на гербе Романовых в исполнении барона Кене, на круглом щите грифона сидит маленький орел с опущенными крыльями, а в обоих откосах (хвостах) прапора, чередуясь, теснятся рубленые головы львов в профиль - серебряная, золотая, серебряная, золотая и т. д. Хоровод из этих голов окружает, соответственно, и внутренний щит романовского герба. Получается, что Бернгардт Кене лишь заменил золотой цвет грифона с прапора на красный в серебряном поле в гербе, видимо, подразумевая лифляндские(?) корни фамилии, так как Лифляндия с XVI в. имела обратное цветовое сочетание своего герба - серебряный грифон в красном поле. И это несмотря на то, что романовские предания однозначно указывали на то, что основатели рода выехали из Пруссии, а не из Лифляндии.

Дело в том, что барон Кене этого флажка никогда не видел, так как последний был уже давно безвозвратно утрачен. А тот самый рисунок - не что иное, как реконструкция второй половины XIX в. по описанию, взятому из издания «Московская Оружейная палата» Вельтмана (1860 г.). Сделано это описание было во второй половине XVII в., после чего следы прапора потерялись. И если еще раз, и внимательнее, вчитаться в оригинальный текст, то мы избежим тех практически принципиальных ошибок, которые заполнили и «реконструкцию» прапора, сделанную в XIX в. и, соответственно, перекочевали на официально утвержденный герб. Итак: «Прапор середина тафта белая, вшит гриф тафта желтая, с мечом, в левой лапе держит клеимо, повыше клейма писан орлик черный, опушка вшита в червчатую тафту, тафта желтая. Откоски объярь черная, писаны главы львовы золотом и серебром, опушка тафта разных цветов». Во-первых, «повыше клейма» означает - не сидит на щите, а находится в левом верхнем углу, т.е. в крыже. Во-вторых, понятие «клеймо» подразумевает не круглый щит, а то, что в этом месте находится некий текст, указывающий на личность владельца, или христианская цитата. Скорее всего - первое, так как в противном случае непонятно, почему именно этот прапор ассоциирован с царским кузеном. В клеймах, окруженных картушем, изображали также и святых, однако в этом случае в описании прапора было бы точно указано, что за религиозный сюжет там воспроизведен. И третье: «... писаны главы львовы золотом и серебром», - означает не их бесконечную череду, а, как было тогда принято, в каждом откосе по одной. И не по-западноевропейски - в профиль, а по-русски - анфас, чему сохранились аналогии. Кстати, там они выглядели явно не отрубленными. К тому же писали «главы львовы» не одну серебром, а другую золотом, а просто и тем и другим каждую.

Рис.2. Прапор боярина Никиты Ивановича Романова. Авторская реконструкция по описанию Московской Оружейной палаты.

Барона Кене подвели многие вещи: и непонимание русских обозначений вещей и изображений XVII в., и следование чисто западноевропейским подходам в русской геральдике, и, видимо, срочность исполнения «социального» заказа. Все это привело к достаточно посредственному результату, который, правда, в силу своего уже более чем векового существования, сам стал привычной исторической данностью.

В результате, явно второстепенные сюжеты, а именно грифон и львы, стали доминирующими, а грифон получил «статус» родовой эмблемы. Маленький же орел, почему-то с опущенными крыльями, из основной фигуры превратился в настолько заштатную, что в описании утвержденного герба даже забыли написать, что он черный. Видимо, по этой причине встречаются цветные изображения романовского герба с красным(!) орликом.

Однако вернемся к грифону: как ни крути, а его фигура самая большая на прапоре. По этому поводу существует изящная гипотеза барона М.А. Таубе, изложенная им в статье «К истории герба дома Романовых» в июльском «Гербоведе» 1913 г. Путем красивых и грамотных сопоставлений он выводит обретение Романовыми данного символа с деда царя Михаила - боярина Никиты Романовича Захарьина-Юрьева, известного воеводы Ивана Грозного, прославившегося в Ливонской войне. При этом уважаемый автор доказывает значение грифона, как исключительно личной эмблемы боярина Никиты Романовича, не забытой впоследствии его потомками. А вот следов родовой символики Романовых автор статьи просто не обнаружил. Барон Таубе указывает на изображение грифона с мечом на монетах взятого боярином в 1575 г. города Пернова, где он потом сидел воеводой. Скорее всего, это так и было, тем более, что и царственный патрон - Иван Грозный - присваивал эмблемы покоренных земель зачастую именно с местных денег, что обычно приводило к геральдическим казусам. Возможно, Никита Романович и остановился на эмблеме Лифляндии и сделал ее в память о своих подвигах личной. Но впоследствии, если не сам боярин Никита, то его потомки, и царь Михаил Романов в том числе, должны были распознать, что полученный Лифляндией в 1566 г. герб является собственным гербом Яна Ходкевича - польского управителя Лифляндии. И если эта эмблема и получила на первых порах у Романовых «прописку», то, наверное, не как основная, особенно после Смутного времени. Видимо, герб Ходкевичей не раз видел будущий царь Михаил Федорович, сидя с польским гарнизоном в осажденном его будущими подданными Кремле в августе 1612 г. Тогда отряды Великого литовского гетмана Яна Кароля Ходкевича не смогли прорваться к Китай-городу и Кремлю. Они шли в бой с множеством знамен, о чем есть воспоминания очевидцев. Скорее всего, герб командующего был одной из самых распространенных эмблем на знаменах этой армии интервентов. Если и закрепился уже у Захарьиных-Юрьевых и Романовых грифон с мечом, как некая эмблема, то после 1612 г. даже и нецарствующая ветвь Романовых вряд ли могла желать своим символом герб Ходкевичей.

Рис.3 (слева направо):
- монета с дарованным Лифляндии в 1566 г. гербом, чеканившаяся в 1572-1573 гг. для польского гарнизона города Пернау;
- герб княжества Пруссии на знамени (1542 г.);
- герб Западной (Королевской) Пруссии (1542 г.).

Другое дело, если грифон и лев были по сходным обстоятельствам выбраны не первостепенными, но все же присущими именно роду Романовых. И тому можно найти косвенное подтверждение. Самым ранним из дошедших до нас предметов, специально изготовленных для членов дома Романовых, является ковш с надписью «ковш боярина Федора Никитича Романова...». Эта вещь относится к концу XVI в., так как в 1599 г. отец Михаила Федоровича был пострижен в монахи под именем Филарет. Так вот, под носком этого ковша гравирован гриф, а под ручкой - лев. Возможно, к этому имеет отношение и изображение на спинке двойного трона царей Иоанна и Петра Алексеевичей с одной стороны грифа, с другой - льва. Хотя, как было отмечено выше, царствующие Романовы отказались от родовой символики, заменив ее на государственную. А встречающиеся на предметах царского обихода изображения грифонов и львов с другими мифологическими персонажами имеют другую, государственную направленность, а подчас - и просто декоративную. Так, например, мы встречаем применявшиеся в Византийской империи гербы четырех больших префектур (орел - для Италии, гриф - для Галлии, единорог - для Азии и лев - для Иллирии) на многих вещах московских царей: на саадаке большого наряда Михаила Федоровича 1628 г. вместе с двуглавым государственным орлом и московским гербом («человек на коне, копьем колющий змея»), на нарезной пищали и т.д. Москва, провозгласившая себя «Третьим Римом», вполне осознанно использовала со времен Ивана III византийскую символику, к XVII в., возможно, забыв, откуда взялись эти мифологические персонажи и что они первоначально определяли. Часть их в большей степени полюбилась отдельным московским государям, например, Ивану Грозному - единорог. Однако к родовой символике вступивших в 1613 г. на московский престол Романовых они вряд ли имели отношение.

И что же нам остается? Черный орел, на которого в середине XIX в. практически не обратили внимания. Ситуация осложнялась тем, что Романовы вместе с Шереметевыми, Колычевыми и другими старинными знатными родами вели свою родословную от Гланды Камбилы (после крещения - Андрей Кобыла), прибывшего на службу к Московским великим князьям, скорее всего, в последней четверти XIII в. Однако все они, кроме Романовых, обзавелись в начале XVIII в. гербами на основе Гданьского городского, что было весьма логично, исходя из легенды рода, и, возможно, имели более серьезные корни своих гербов, чем до сих пор было принято считать. Но эта тема достойна отдельной статьи.

Кроме потомков Гланды, на Руси существовала и другая ветвь (Салтыковы, Шеины, Кутузовы), считавшая своим прародителем другого выходца из прусских земель, а именно - Михаила Прушанина. При этом они вполне логично использовали в своих гербах черного прусского орла. Так как Прушанин выехал на Русь по легенде предположительно до 1231 г., то вполне логично использование ими в качестве родовой эмблемы прусских дружинников черного ворона, впоследствии под воздействием христианства трансформировавшегося в геральдического черного орла. Прусские дружинники были вытеснены с родины в результате конфликта с жреческой верхушкой на рубеже XI-XII вв. А к Московскому князю Прушанин мог попасть в XII в. необязательно непосредственно из Пруссии, а из Литвы, где проживало достаточно много прусских эмигрантов, или с возникшей по крайней мере до 1215 г. Прусской улицы Великого Новгорода. Потомки же Гланды Камбилы, как выехавшие много позже (в конце XIII в., а может быть и в XIV в.), использовали в своих гербах оппозиционную черному орлу тему - кресты и дубы, поскольку их прародитель относился к другой волне прусской эмиграции - тем дружинникам, которые подчинились жрецам и остались на родине, однако были выбиты оттуда в XIII в. тевтонскими рыцарями. Вся история с волнами прусской эмиграции достаточно подробно расписана в работах специалиста по прусской археологии и истории В.И. Кулакова. На основании присутствия в романовской символике черной птицы и того, что остальные потомки Гланды Камбилы взяли в конце XVII-начале XVIII в. себе Гданьский герб, он делает вывод, что и Гланд Камбила покинул Пруссию ранее XIII в., т.е. был дружинником.

Рис.4 (слева направо):
- налобная конская подвеска из прусского погребения Ирзекапинис (ок. 1000-1050 гг.);
- наконечник ножен меча из прусского могильника Ржевское (ок. 975 г.);
- картуш из книги П. Терлецкого с гербом Б.П. Шереметева (1698 г.)

Гипотеза В. Кулакова основывалась на вроде бы общеизвестном факте - искусственности герба графа Б.П. Шереметева, так как этот герб был придуман Петром Терлецким и опубликован в книге, изданной в 1698 г. Соответственно и остальные родственные семейства воспользовались приложенным к родовой легенде гербом города Данцига (Гданьска). Однако сама книга Терлецкого, в которой был рисунок этого герба, увидела свет в 1695 г., а не в 1698 г. и не была следствием европейского турне Б.П. Шереметева 1697- 1698 гг. К тому же, мы располагаем сведениями, позволяющими утверждать, что Шереметевский герб лишь окончательно сложился к концу XVII в., а отдельные его смысловые и цветовые элементы использовались членами рода и ранее.

Различные родовые символы потомков Гланды Камбилы и Романовых, возможно, относят последних к первой волне прусской эмиграции, т.е. к Михаилу Прушанину, воеводе Гаврило или еще к кому-нибудь.

Странно, что вообще удалось разыскать изображение прапора, имеющего четкое отношение к Романовым. У других русских родов при утверждении в XVIII в. своей эмблематики не было и того. Правда, боярин Никита Романов славился при жизни любовью к западноевропейским новинкам, но можно ли на этом основании заключить, что он осознанно пользовался родовой символикой на предметах обихода и на знаменах? Наверное, рисунка на прапоре для этого утверждения недостаточно. Хотя в аналогичных по сюжету прапорах воинских частей того времени находим: «...от древка в клейме орел двоеглавый...», или крест, а в середине мог быть и грифон, и другое изображение, но наличие двуглавого орла в крыже ясно указывало на принадлежность к государственной службе. А одноглавого у Романовых - к роду.

Рис.5. Знамя боярина Никиты Ивановича Романова. Авторская реконструкция по описанию Московской Оружейной палаты.

Но кроме описания такой, в общем-то, не первостепенной по значимости вещи, как прапор, существует описание большого знамени того же боярина. По описи Московской Оружейной палаты 1687 г. оно было таким: «...вверху из облака простираются три руки; одна с крестом, другая с венцом, третья с мечом, посредине орел тафта черная, на нем клеймо из тафты красной, с надписью золотом: боярин Никита Иванович Романов; кайма объярь черная с нашивками из тафты разных цветов, кругом шелковая разноцветная бахрома.» Отсутствие указания на цвет самого полотнища, а также обильная живопись указывают на его, скорее всего, белый цвет. Вероятно, выходящие из облака руки не случайно держат крест, венец (открытую корону) и меч. Рука с мечом, вместе с черным орлом, обязательная часть польского герба Солтык и герба Западной Пруссии - части Польского королевства. Венец во второй руке - это корона на голове птицы. Непосредственно рука с короной встречается с XIV в. в гербе города Кнайпхоф - одного из трех составных городского герба Кенигсберга. А вот выходящая из облака рука с крестом - это просто герб того самого, знаменательного для воинской славы Романовых лифляндского города Пернова (Пернау). Итак, реконструировав по описанию знамя Н.И. Романова, мы получаем чуть ли не герб Прусского Курфюршества (с 1525 г.), т.е. черного одноглавого орла в серебряном (белом) поле.

И последнее. После смерти Н.И. Романова его имущество поступило в государеву казну, так как его прямым наследником был царственный кузен Михаил Федорович. В пространной описи вещей покойного практически не упомянуты изображения на предметах утвари, кроме: «...запона золота орлик с искорки алмазными...» и «...образцы пластанными орлами низаны жемчугом велик четыре гнезда...». Но главное, подробно описана печатка боярина: «...перстень золот томпаз резана печать орел с коруною...». Так как исключена возможность того, что боярин, как частное лицо, мог запечатывать свои бумаги двуглавым государственным орлом, то другого варианта, кроме как одноглавый под короной - нет!

Рис.6 (слева направо):
- герб города Пернова (Пернау);
- польский герб Солтык;
- герб города Кнайпхоф.

Опираясь на символику знамени, прапора и печати, полагаем, что Романовы в XVII в. пользовались изображением черного орла на белом поле как родовой эмблемой, а золотые грифон с мечом и лев занимали в их символике второстепенное значение, более соответствовавшее уровню щитодержателей. Такими были, например, два льва в Шереметевском гербе. Таким образом, оппозиция ворон - древо, возникнув в Пруссии на рубеже XI-XII вв., реализована в гербах обоих прусских светских государственных образований: Курфюршество Пруссия и Западная Пруссия Польши - черный орел и независимый от них прусский город Данциг (Гданьск) - кумиропоклонный дуб. Та же ситуация повторилась в двух линиях русских родов «из прус». Только остается вопрос: если и Шереметевы и Романовы произошли именно от Андрея Кобылы, то почему последние использовали более ранний вариант символики?

Библиография:

1. Барсов Е.В. Роспись всяким вещам, деньгам и запасам, что остались по смерти большого боярина Н.И. Романова // ЧОИДР. 1887. Кн.3. Отд.1.
2. Бобровский И.О. История Лейб-Гвардии Преображенского полка. Т.1. Спб. 1900.
3. Гербы городов, губерний, областей и посадов Российской империи. М., 1991.
4. Лерман Г.М. Историческая геральдика города Кенигсберга // Гербовед. №10 (2.1996), М.
5. Кулаков В.И. Геральдика пруссов и генеалогические корни родов, возводимых в России к выходцам «из прус» // Генеалогия. Источники. Проблемы. Методы исследования. М., 1989.
6. Кулаков В.И. Истоки геральдики российских «выезжих из Пруссии» родов // Гербовед. №4 (2.1993), М.
7. Кулаков В.И. Легендарные гербы Пруссии // Гербовед. №9 (1.1996), М.
8. Лакиер А.Б. Русская геральдика. М., 1990.
9. ПСЗ. Т.32. 1857. №31720.
10. Смирнов Т.Н. Герб рода графов Шереметевых // Гербовед. №8 (2.1995), М.
11. Таубе М.А. К истории герба дома Романовых // Гербовед. Июль. Спб., 1913.
12. Тройницкий С.Н. Герб дома Романовых на предметах, хранящихся в Московской Оружейной палате // Гербовед. Февраль. Спб., 1913.
13. Тройницкий С.Н. Гербы потомства Гланды Камбилы // Гербовед. Январь. Спб., 1913.

Герб Дома Романовых. Описание герба:

" червлёный (красный) грифон в серебряном поле , держит в когтях золотые щит и меч.

На чёрной (траурной) кайме изображены 4 золотые и 4 серебряные львиные головы.

Грифон - фантастическое, мифическое существо полуорёл-полулев с длинным змеиным хвостом. Если лев - царь зверей, орёл - царь птиц, то грифон царствует над всем, являясь самым могущественным и опасным существом не только для животных, и для человека.

(Более подробно о грифоне -Грифон. Образ. Символика. Энциклопедия Знаки и символы).

А мы посмотрим, чьи царственые головы символизируют мёртвые львиные головы на гербе Дома Романовых.

Золотые львиные головы.

Пётр III - внук Петра I, сын дочери Петра Анны, муж Екатерины II. Убит заговорщиками гвардейской артиллерии во главе с братьями Орловыми.

Император Павел I, сын Петра III и Екатерины II убит заговорщиками, во главе которых стоял генерал-губернатор Петербурга граф Пален.

Император Александр II. Убит в 1881 году революционерами-террористами.

Император Николай II. В 1918 году император и вся его семья были расстреляны большевиками.

Серебряныые львиные головы. (Рангом ниже)

Алексей - сын Николая II, наследник-цесаревич. Расстрелян большевиками в 1918 году.

Иоанн Антонович (внук Иоанна, брата Петра I).Родился 1740 г. Время правления 1940-1764, правил за него Бирон. Врезультате дворцового переворота к власти пришла Елизавета, дочь Петра I. Иоанн был отстранён от власти и в 1764 году убит во время мятежного заговора подпоручика Мировича.

Алексей Петрович - старший сын Петра I, потенциальный наследник престола, казнён в Петропавловской крепости в 1718 г.

Двое детей от супруги Шарлотты Софии умерли своей смертью. Сама супруга скончалась в возрасте 21 год. После её смерти Алексей решил получить от отца разрешение жениться на простолюдинке Евфросинье, которая ждала от него ребёнка.(Возможно, это была четвёртая серебреная голова льва)

/>/>/>/>/>/>/>

Две невестки Петра Великого (София-Шарлотта и Ефросинья)

26 июня 1718 года царевича Алексея не стало. О дальнейшей судьбе Ефросиньи и ее ребенка ничего не известно. Но если бы у нее хватило ума помолчать - вполне могла когда-нибудь оказаться на престоле российском, и не было бы кровавого царствования Анны Иоанновны, убийства внучатого племянника Петра - Петра Третьего и прочих событий... (Подробнее в этой статье)

Светлана Марлинская.


В истории династического герба Романовых белых пятен не меньше, чем в самой истории династии. По какой-то причине долгое время у Романовых вообще не было своего герба, они использовали государственный герб, с изображением двуглавого орла, как личный.

Их собственный родовой герб был создан лишь при Александре II. К тому времени геральдика российского дворянства практически оформилась, и только правящая династия не обладала собственным гербом. Неуместным будет говорить, что династия не питала особого интереса к геральдике: еще при Алексее Михайловиче вышел «Царский титулярник» — рукопись, содержащая портреты русских монархов с гербами русских земель.

Возможно, подобная верность двуглавому орлу обусловлена необходимостью для Романовых показать законную преемственность от Рюриковичей и, что самое важное, от византийских императоров. Как известно, начиная с Ивана III, о Руси начинают говорить как о преемницы Византии. Тем более, что царь взял в жены Софью Палеолог, внучку последнего византийского императора Константина. Они взяли символ византийского двуглавого орла в качестве своего фамильного герба.

В любом случае, это всего лишь одна из многочисленных версий. Доподлинно неизвестно, почему правящая ветвь огромной империи, которая состояла в родстве со знатнейшими домами Европы, так упорно игнорировала геральдические порядки, складывающиеся веками.

Долгожданное появление собственного герба Романовых при Александре II только прибавило вопросов. За разработку императорского заказа взялся тогдашний герольдмейстер барон Б.В. Кене. За основу был взят прапор воеводы Никиты Ивановича Романова, в свое время главного оппозиционера Алексея Михайловича. Точнее его описание, поскольку само знамя к тому времени было уже утрачено. На нем был изображен золотой грифон на серебряном фоне с небольшим черным орлом с поднятыми крыльями и с львиными головами на хвосте. Возможно, Никита Романов позаимствовал его в Лифляндии во время Ливонской войны.


Новый герб Романовых представлял собой красного грифона на серебряном фоне, держащего золотые меч и тарч, увенчанный малым орлом; на чёрной кайме восемь оторванных львиных голов; четыре золотые и четыре серебряные. Во-первых, бросается в глаза изменившийся цвет грифона. Историки геральдики полагают, что Кене решил не идти против установленных в то время правил, которые запрещали помещать золотую фигуру на серебряном фоне, за исключением гербов таких высочайших особ, как Папа Римский.

Таким образом, изменив цвет грифона он понизил статус родового герба. Или же сыграла роль «лифляндская версия», согласно которой Кене делал акцент на ливонское происхождения герба, поскольку в Лифляндии с XVI века было обратное сочетание гербовых цветов: серебряный грифон на красном фоне.

О символике романовского герба и поныне существует немало споров. Почему столь большое внимание уделяется львиным головам, а не фигуре орла, которая по исторической логике должна быть в центре композиции? Почему он с опущенными крыльями, и какова, в итоге, историческая подоплека романовского герба?

Герб для дворянина – это как мундир для военнослужащего. Человеку, имеющему отношение к военной службе, достаточно взглянуть на мундир и сразу станут понятны воинское звание, род войск, или даже подразделение. Какое учебное заведение окончил, чем награжден, был ли ранен, сколько раз прыгал с парашютом и многое другое. И это не только демонстрация заслуг, обозначение заслуг владельца мундира, но и четкое, однозначное обозначение его места в воинской иерархии. С первого взгляда становится понятно, кто здесь главный и формируется система управления. Вот почему так внимательно относятся в армии к форме одежды, строго преследуя за её нарушения. Так и в геральдике. Герб владельца несет в себе массу информации о владельце и именно поэтому существует такая дисциплина как геральдика, которая не столько изучает художественные достоинства гербов (а многие из них представляют собой художественную ценность), сколько формирует жесткие правила оформления гербов.
Именно с точки зрения понимания геральдики как точной науки, чьей задачей является семиотическое (знаковое) оформление статуса владельца герба, его места в дворянской иерархии я и заинтересовался гербом Российской Императорской династии (Романовых). Сразу оговорюсь. Я не специалист и кому-то моя статья покажется дилетантской, а заданные вопросы наивными. Поэтому я предлагаю рассматривать данный материал как приглашение к разговору и буду признателен, если специалист по геральдике выскажет свое мнение, четко и однозначно расшифровав родовой герб правившей в России династии.
Начнем с описания:
«Герб Рода Романовых: в серебряном поле червленый гриф, держащий золотые меч и тарч, увенчанный малым орлом; на чёрной кайме восемь оторванных львиных голов; четыре золотые и четыре серебряные».
- «ПСЗ. Т.32. 1857. № 31720»
Это точное воспроизведение утвержденного Александром Вторым описания, официальный документ, поэтому сразу вызвало вопросы выражение «оторванные львиные головы». Почему авторы описания не ограничились упоминанием, что головы изображены, а уточнили, что они отделены от туловищ и не просто отделены, а грубым варварским способом? Лев всегда был символом власти, воинской доблести. Поэтому голове носителя власти более «прилично» быть отсеченной на плахе или в бою. А тут «оторванные».
Что означает в принципе наличие мертвых львиных голов? Погибшие насильственной неблагородной смертью представители рода? Или наоборот поверженные враги, которые, по мнению владельца герба, благородной смерти не заслуживали? Почему их восемь? Почему четыре из них золотые, а четыре – серебряные? Есть красивая гипотеза, что это убитые Российские императоры и наследники. Но не сходится. На момент создания герба погибших императоров было трое: Петр Третий, Павел Первый, Иван Шестой. Был еще кто-то, о ком широкой публике не известно? Что с наследниками, вообще не понятно.
Теперь грифон. Он символизирует власть, могущество, быстроту и силу. Сочетает в себе признаки двух царственных животных: орла – царя птиц и льва – царя зверей. Теоретически этот зверь должен символизировать власть над властителями. Но тогда откуда этот знак на гербе не самых титулованных и родовитых, до воцарения, дворян? Достоверно известно, что грифона использовал, например, Никита Иванович Романов на своем прапоре, изображение грифона имеется на Палатах бояр Романовых, что на Варварке.
Почему на гербе изображен черный одноглавый орел, который исторически ассоциируется с Пруссией? Отношения с Пруссией у России всегда были далеки от идеальных. Стоило ли помещать на герб Российских императоров этот заведомый для многих раздражитель?
Теперь о времени создания герба. До середины XIX века Российские императоры прекрасно обходились без собственного герба. Почему вдруг озаботились? Петр Первый, переняв многое из Европы, не удосужился обеспечить гербом собственную династию. Павел Первый учредил «Общий гербовник дворянских родов Российской империи», но о собственной фамилии также не вспомнил. Зато буквально сразу после смерти Николая Первого (в 1855-м) герб разработали и утвердили. Рискну предположить, что по действовавшим геральдическим правилам Романовым полагался герб с низким статусом, неприличный для статуса императора. Как неприлично командующему армией носить знаки различия майора. Может быть, из этих соображений и Петр и Павел решили, что лучше никакой, чем такой?
Почему на гербе Российских императоров отсутствуют русские, российские символы, например православный крест или тот же двуглавый орел?
Наверное, все мои вопросы имеют простые ответы, и квалифицированный геральдист просто и доходчиво расшифрует герб династии, правившей в России на протяжении 300 лет.

Династическая ситуация в Российском императорском доме не простая, но чтобы не усложнять, мы будем называть их Романовыми, по фамилии первого носителя императорского титула и простоты.
Вспомним, что дворянам в средние века отсекали голову, это считалось благородным видом казни.
Представитель Брауншвейгской ветви Романовых, правнук Ивана V. Родился в 1740-м, царствовал в младенчестве (1740-1741) при регентстве Бирона, а потом своей матери Анны Леопольдовны. Свергнут Елизаветой, убит во время заговора поручика Мировича в 1764-м.

Оригинал статьи находится здесь.

Здравствуйте уважаемые.
В связи с прошедшим юбилеем Елизаветы II решил Вас ознакомить с гербами британской королевской семьи - мало ли, кому будет интересно. Ибо по одному гербу сходу можно определить статус человека, которому принадлежит. По мне - так очень любопытно:-)
Сразу же хочу Вас предупредить, что рассматривать буду здесь только геральдические символы мужской части семейства Виндзоров, и значит многие достойные люди, даже дочь королевы принцесса Анна, мною затронуты не будут. Если что - прошу прощения:-)
Традиционно королевский герб аналогичен государственному, и подробно мы его разобрали вот в этом вот посте: Думаю, будет правильным сначала прочитать оный, дабы было больше понимания. :-)

и шотландский вариант:

Личные гербы королевской семьи следуют государственному и составлены на его основе. С некоторыми исключениями.
Начать правильнее с наследника престола Карла Филиппа Артура Георга Виндзор, он же принц Чарльз. Как наследник престола, он носит титул Принц Уэльский, и это, конечно же отображается в его гербе. Итак, вот этот герб:

Почему я сказал, что это конечно же отображается на его гербе? Ну, прежде всего, посмотрите на левую часть герб под щитодержателем и девиз. В левой части Вы видите султан из 3 перьев. Традиция делать это личным знаком наследника престола (именно наследника) пошла от знаменитого полководца средневековья Эдуарда Черного Принца, старшего сына короля Эдуарда III.


По легенде он сделал этот знак своим личным гербом после битве при Креси (1346 год) в честь...своего павшего противника. Слепой король Богемии Иоанн (Иоганн) Люксембургский кликнул двух конников, поместился между ними верхом на рысаке, связал вместе три уздечки и ворвался в гущу англичан, где тут же и погиб. На шлеме его были три страусовых пера и девиз: "Ich dien", означающий "Я служу". Удивленный и восхищенный его мужеством, Эдуард Черный Принц взял шлем вместе с девизом на память о том славном дне, и с тех пор его носят все принцы Уэльские.

Иоанн Люксембургский

Знак принца Уэльского Вы могли видеть на аверсе тапенса, о чем мы с Вами уже говорили в этом посте:
С другой стороны Вы можете видеть красного дракона - точно такого же как на флаге Уэльса.

Кроме того, еще по одному геральдическому элементу можно легко понять, что перед нами наследник британского престола. Приглядитесь внимательно - и на самом щите и на щитодержателях, и даже на навершии короны вы можете видеть особую геральдическую фигуру, которая называется титло, он же ламбель, он же турнирный воротник. Этакая балка с обращенными вниз, широко расставленными зубцами, имеющая происхождение от конской рыцарской упряжи. Цвет титло - серебро, а количество "флажков"- 3. Это важно, ибо в Британии (в других странах по-иному) обозначает близость к монарху. То есть серебряный белый ламбьель без дополнительных элементов на 3 флажка - это символ принца Уэльского.
В центра щита Вы можете видеть еще один щиток. Это неофициальный (неутвержденный) герб Уэльса и мы о нем уже говорили в посте о британском гербе.

Возникает вопрос по еще одному гербовому щитку - с золотыми шарами в самом низу герба. Дело в том, что Чарльз носит титул Его Королевское Высочество принц Уэльский, герцог Корнуольский, граф Честер. Ну так вот, это герб герцогства Корнуольского, причем коронованный короной Принца Уэльского. Наследник престола (мужского рода) единственный, кто может носить титул герцога Корнуольского. Более того, он первый из пэров Англии (членов высшего дворянства, пользующихся особыми политическими привилегиями) и единственный герцог, у которое есть собственное герцогство, а не просто титул без земли.

Корнуол

Но и это еще не все:-)) Дело в том, что Чарльз имеет даже не один герб, а целых два. И это связано со сложным переплетением интересов Британской короны в Ирландии, Шотландии и Уэльсе. Принц Уэльский - это понятно, Герцог Корнольский - это официальный титул наследника престола в Англии, а в Шотландии есть свой титул наследника престола - герцог Ротсей. Говорим Его Королевское Высочество герцог Корнуольский, подразумевает еще и герцог Ротсей и граф Честер, и лорд Каррик и барон Ренфрю и лорд Островов и Великий стюард Шотландии.
У герцогов Ротсей традиционно всегда свой герб,и вот как выглядит геральдический символ Чарльза как герцога Ротсей:

Обратите внимания на то, что титло синее.
Центральный щиток - шотландский красный лев, а вот основной щит интересный.
В первой и четвертой четверти вы видите в золотом поле синий пояс в серебряную шашечницу. Это личный герб Стюартов- последних королей Шотландии. А вот во второй и третьей четвертях можно видеть в серебряном поле чёрную ладью с красными флагами и золотой палубой. Это герб Королевства Островов - было такое государство на Гебридских островах и западном побережье Шотландии. и король Шотландии традиционно с 14 века носит звание Лорда Островов

Королевство Островов.

Весь остальной антураж герба чисто шотландский - и Орден Чертополоха, и шотландский флаг и лужайка с чертополохами в виде основания герба.
Продолжение следует...
Приятного времени суток.